Баланс в мегаполисе

Они уронят вертикаль. Поколение Z

Друзья, это не крик души и не злобствование над умирающими моделями управления. Это мое мнение как автора, основанное только лишь на личном опыте. С ним могут быть не согласны остальные участники и авторы первого практического онлайн журнала об осознанном образе жизни Art of Balance.

В этой статье я хочу затронуть тему четко выраженной иерархической модели управления организацией, в том числе так «любимую» фактическим (а не статистическим) большинством вертикаль власти. Эта модель нам известна с древних времен, однако, если смотреть шире и изучать мировой опыт управления современными компаниями, то можно глубоко усомниться в эффективности строгой иерархической модели, иными словами – «вертикали».

Про исследования в этой области вы можете прочитать в этих двух статьях:

Спиральная динамика Грейвза. Часть 1 и Часть 2. Бирюзовые организации

Сейчас же я опишу масштаб проблемы и свое видение данного вопроса.

Опыт СССР

Больше 7 лет я проработал в различных государственных организациях, из которых 4 года — в управлении учебным процессом в государственном бюджетном образовательном учреждении, где обучаются дети и лица (так принято называть всех, кто старше 18) от 14 до 23. По рабочим вопросам мне приходилось общаться со множественными представителями органов исполнительной власти, абсолютное большинство которых – приверженцы строгой вертикали. Они всячески подчеркивают статусы и звания, соблюдают субординации и находятся в постоянном страхе потерять свое теплое место. Хотя это ни для кого и не секрет… И вся эта модель держится на тех, кто был воспитан и повзрослел еще в СССР, со всеми вытекающими. Они опрометчиво полагают, что как было тогда, так будет и всегда.

ленин

Все изменяется

Мир абсолютно во всех его проявлениях — это постоянные изменения. Эволюционные изменения требуют длительных временных промежутков, но развитие современного общества, глобализация и цифровизация происходят весьма стремительно. Так что ничто не вечно под луной.  Сейчас эти изменения все больше и больше заметны. Более зрелые поколения вынуждены подстраиваться под молодых (в частности под поколение Z). Ветхозаветные звезды и политики перенимают молодежный сленг, смотрят Versus и ведут Инстаграм, чтобы быть в тренде. Бэби бумерам приходится осваивать новые технологии, чтобы сохранить свое рабочее место, но очень часто у них это не получается. На самом деле, подавляющее большинство не хочет и даже не пытается подружиться с технологиями, «на их век хватит». Так о каком развитии и прогрессе можно говорить, если топы таких организаций, контролирующих «бизнес-процессы» больших и не очень городов все еще с трудом пользуются «нубуком» и смартфоном. Что уж говорить о выстраивании эффективных бизнес процессов, scrum, agile и т.д.

Открывая организации будущего

Открывая организации будущего

Любимая Г.Грефом, да и вообще всем прогрессивным бизнес сообществом книга Ф.Лалу «Открывая организации будущего» как раз об этом. Там рассмотрены все модели управления, используемые в современном обществе и верхняя точка этой иерархии – бирюзовая модель. Модель, где нет выраженной иерархии, где нет руководителей и начальников в классическом понимании этого слова. Где есть горизонталь с организованными самоуправляющимися командами, работающими на результат. Где есть место движению и развитию внутри организации (согласно своим способностям и пожеланиям в том числе). Где «А можно я попробую это сделать?» или «А давайте вот так!» от новичка встречается одобрением и поддержкой. Чаще мы все-таки слышим «Так надо», «Не задавай лишних вопросов», «Руководству виднее». А зачем тогда мне все вот это делать? За зарплатку? В эпоху интернета, фриланса, ютюбчика, СММ, инстаграм. Зачем мне работать в режиме «nine-to-five»?

Поколение Z

Я много общаюсь с эйчарами и руководителями и, в большинстве своем они сами себе не могут продать себе эту идею – «зачем». А тут поколение Z с их парадигмой и пониманием того, как устроен современный мир и что такое тренды завтрашнего дня. И эти ребята уже входят на рынок труда.

Если вы не доверяете моему скромному мнению и опыту – вот вам прогнозы Сколково и World Skills, там все прозрачно, четко и без лишнего романтизма.

Я работал с поколением Z 4 года, теперь им по 18-20. Они не знали «совка» и для них образование это не необходимость, потому что «без него никуда и корочка нужна» (в век интернета уже доказано обратное). Образование для Z = просто информация + развитие отдельных участков головного мозга. И для первого и для второго они уже находят альтернативы отечественным ВУЗам, с весьма сомнительной в большинстве своем эффективностью образовательных программ в современном мире. Опять же, не верите мне – читайте отзывы выпускников, особенно тех, кто постарше, уже получает второе высшее или переподготовку. Вот там без розовых очков, юношеского максимализма и слепого доверия седовласому профессору.

Поколение Z

И еще хуже, что сейчас в РФ, школьное образование (спасибо ФГОСам)  уже не успевает за развитием детей. Очень много лишней информации, потому что так рекомендовано, потому что такие стандарты. Очень много, что можно изучить самому или вообще заменить. Очень многого не хватает. И везде «ты должен», «так надо»… А почему так надо и кому они должны, поколение Z и младше так и не получают ответ в большинстве случаев.

Но хотим мы этого или нет, именно этому поколению и предстоит уронить вертикаль и перекроить уже изживающее себя, эгоистичное, переполненное фобиями и «измами» общество в новую экологичную модель. Все тренды так и кричат об этом. Поэтому, даже не пытайтесь ломать парадигму нового, здорового поколения и навязывать ему, уже ранее проверенную, не работающую модель «а-ля СССР». Ни к чему хорошему сопротивление естественным процессам не приведет.


Эту статью хорошо дополнят:

Зачем нужен учитель и почему его надо вовремя убить?

Чему учить детей в 21 веке?

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».