Баланс в мегаполисе

Мария Данина. Большое интервью с психологом и ученым

Мария Данина. Большое интервью с психологом, ученым, кандидатом наук, автором блога Geek Psychology.

Geek.psychology – почему такое название? Это позиционирование контента или тебя?

Скорее, меня самой. Если ты сейчас опросишь людей на предмет, кого они считают типичным гиком, то я точно подойду под это описание. Я занимаюсь научной работой, разными стартапами, увлекаюсь технологиями и молодежной поп-культурой, например, комиксами. И через это название своего Инстаграм аккаунта я хотела подчеркнуть, что принадлежу к миру гиков. Свой контент я тоже стараюсь  подавать в этом контексте.

Твой контент заточен под молодежь и гиков, в частности?

Это очень тонкий момент потому, что эта страничка в Инстаграм не создавалась для людей (смеется). Изначально я просто хотела иметь ресурс, куда могла бы размещать интересующий лично меня контент, структурируя таким образом информацию, которую где-то прочитала или подсмотрела. А в тот момент, когда ко мне обратятся с вопросом по какой-либо теме, я смогла бы просто делиться ссылкой на конкретный пост вместо того, чтобы каждый раз формулировать один и тот же ответ. Это, скорее, мой домик, нежели попытка популяризировать  и распространить какое-то знание. А вообще, когда делаешь что-то для себя, это более ценно и интересно, а в итоге — полезнее для других, ведь вся информации обработана и пропущена через себя с искренним интересом.

Мария Данина

Отличный подход! А сама Мария Данина – это психолог, который ведет частную практику, это блогер и автор статей или СЕО онлайн института?

На самом деле, в перечисленных тобой ролях не хватает еще как минимум трех. Я уже 13 лет старший научный сотрудник Лаборатории консультативной психологии Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО). Наука – моя самая главная деятельность и основной источник дохода.

То есть, занимаясь наукой в России, можно зарабатывать деньги? Звучит как разрыв шаблонов.

На самом деле, это — миф. Если человек реально работает, у него есть хорошие публикации и интересные проекты, то он может зарабатывать, и зарабатывать хорошо.

Это очень приятно слышать, еще один миф развеяли. А еще две твоих роли?

Я периодически преподаю на психфаке в МГУ и в «Вышке» (Высшая Школа Экономики) как приглашенный преподаватель. Кроме того, участвую в разработке и проведении корпоративных программ для крупных игроков рынка, таких как Сбербанк и Unilever. Это программы для укрепления благополучия сотрудников, дни здоровья, различные игры и открытые мероприятия.

Почему ты выбрала именно эту профессию? Профессию Психолога?

Может прозвучать странно, но профессию я не выбирала. Был момент, когда передо мной, как перед любым подростком, встал вопрос: куда поступать, кем быть? И тогда мои родители предложили мне пойти учиться на психолога, исходя из моих возможностей и того, что меня увлекает. Сама я тогда имела весьма смутное представление о психологии. Психология для меня была чем-то из разряда тестов из женских журналов. И это оказалось максимально далеко от того, что мне предстояло постичь на первом курсе университета — штудировать философскую литературу и физиологию центральной нервной системы. Это было совсем не похожее на образ практикующих психологов из американских фильмов. Но решение было правильным.

А вообще, психология — абсолютно интегративная специальность, где прекрасно дружат математика и психотерапия, и везде можно найти себя.

Мария Данина

В какой момент рабочего дня заканчивается психолог и начинается Мария?

У меня есть такое ощущение, что это никогда не заканчивается. Любую поступающую информацию я обрабатываю с точки зрения моих интересов и профессии. Смотрю передачу – наблюдаю за поведением людей, пытаюсь понять, что происходит с персонажами. Читаю постоянно какую-то литературу. В общем, это бесшовная жизнь, где прекрасно слились моя личность и профессия.

Если говорить о понятии «психолог» в смысле психолога-консультанта, то я вижу скорее не человека с набором необходимых для работы навыков, а жизненную позицию, где на первом месте стоит ценность личности. Позицию, где другой человек – это самое значимое и интересное. Кроме того, психолог всегда пытается наблюдать за миром с присущей ему проницательностью и замечать глубину во всем.

То есть, ты как психолог всегда на стороне человека и всегда пытаешься объяснить или даже оправдать его поступки?

Да, я всегда это делаю и мне всегда больно, когда людей осуждают и критикуют за какое-то «неправильное» поведение. Я понимаю, что могло привести этого человека к тому или иному поступку. Вижу, почему он мог оказаться в этой точке и могу присоединиться к боли этого человека, и обычно я ему сопереживаю. Мне очень трудно глобально осуждать или критиковать людей. Я в каждом вижу уязвимого ребенка, который, например, не имел когда-то опыта принятия и любви, что могло сделать его очень агрессивным.

Не мешает такое мировоззрение?

В этом вопросе заключена идея, как будто бы жизнь обязательно должна быть гладкой и удобное. А если так не происходит, то это помеха.  Я хочу здесь больше сказать о ценности такого мировоззрения, а не о комфорте.

Да, мне ценно видеть людей такими, я очень ценю, что могу посмотреть на сложное и условно темное в людях с заботливой и принимающей позиции. Это не делает мою жизнь более комфортной, радостной и безболезненной, но это правильно для меня.

У тебя есть любимый метод? Какая «школа» тебе импонирует?

Как сказала моя подруга: «Тебя качает на третьей волне КПТ». И это так. На ней я и плыву и, в принципе, не планирую останавливаться. Мне очень нравится этот подход, мне он подходит. Он очень близок к научной картине мира, а для меня это очень важно.

Из современников кто-то тебя цепляет? Порекомендуй книгу или автора для тех, кто захочет после прочтения интервью ознакомиться с КПТ (Когнитивно-поведенческой терапией) 3й волны.

Мне близки несколько направлений, например, схема-терапия, можно почитать книги Джеффри Янга. Сейчас вышла книга самопомощи Джейкоб, Гендерен и Сибауэр «Разрушение паттернов негативного мышления». Также есть прекрасный подход – терапия принятия и ответственности. Здесь рекомендую почитать Стивена Хайеса.

Что для тебя медитация? Как может помочь медитация в терапии, в частности, КПТ 3й волны?

Медитация, безусловно, входит в КПТ 3й волны. Как пример, работа со стрессом  c помощью практик осознанности – курс MBSR (Mindfulness based stress reduction).

На мой взгляд, медитация — очень важный терапевтический инструмент. Сложно управлять тем, что ты не осознаешь, невозможно изменить то, что ты не понимаешь, то, что не выходит на поверхность. Медитация с одной стороны ускоряет процесс осознавания, позволяет скорее добраться до сути вещей. С другой стороны, медитация тренирует  те процессы, на основе которых строятся процессы терапевтических стратегии.

Медитация не однородна и можно выделить разные ее виды.

Например, при нарушении пищевого поведения можно использовать практики осознанного питания, — когда человек медитирует на еду и на процесс питания.

В психотерапии генерализованного тревожного расстройства или ОКР используется отстранённое наблюдение за мыслями. Человека учат ставить себя в такую метапозицию по отношению к своим мыслям, когда ему нужно просто наблюдать за их течением. И этот навык отлично отрабатывается в медитации.

Сканирование тела помогает повышать чувствительность к сигналам тела. А это помогает ответить на вопросы – чего я хочу, что мое/не мое, позволяет лучше выстраивать границы.

Разные виды практик отлично встраиваются в терапевтическую работу. Все эти практики я сама использую.

Ты помогаешь людям? В чем твоя миссия?

Я бы разделила это на две части. Одна часть — это сама терапия. Помочь человеку лучше понять себя, понять других людей, стать здоровым взрослым.

А если говорить про мою конкретную миссию – делать психологию более доступной всеми возможными способами. И все мои проекты направлены на это. В том числе связать специалиста с людьми, которым нужна та или иная помощь или информация.

 Это очень актуальная миссия в стране, где многие до сих думают, что «психолог лечит психов».

Да, мне важно зажигать в людях интерес к психологии.

Мария Данина geek psychology

Есть интересный (смешной) случай из практики, которым ты бы могла поделиться, не нарушая этику?

Был у меня интересный случай. Сейчас мои внутренние ученый и гик подвергнутся критике и атаке (смеется), но я расскажу. На сессии с клиенткой проводили обряд по снятию порчи. Безусловно, это было не серьёзно, а скорее как терапевтическая техника. Человеку важно было получить опыт того, что она владеет ситуацией, контролирует ее,  и это было вписано в цели работы. Мы сжигали бумажки с надписями, читали заклинания, развеивали пепел… было очень забавно.

Действительно интересный опыт. Из этого всего логично вытекает вопрос про твой научный статус. Кандидат наук – это был челлендж, имиджевая история или глубокое погружение в науку?

Начнем с того, что у меня никогда не было задачи себя как-то продвигать, и до сих пор мне это малоинтересно. Просто в моей работе в академии без ученой степени мало возможностей получать гранты, публиковаться и участвовать в проектах, где есть проходной фильтр. Поэтому все молодые ученые при наличии возможности пытаются скорее защититься, чтобы этот статус получить.  Я сделала это очень быстро — за год. Если этого не сделать сразу, то получение ученой степени может растянуться на годы, как это бывает у моих коллег, которые десятилетиями оттягивают подготовку и защиту диссертации. Сейчас мне правда немного стыдно за свои исследовательские компетенции 13-летней давности (смеется), но они такие, какие были на тот момент.

Какая тема была у твоей работы?

Я писала работу по кинотерапии. Кино действительно сильно влияет на нас и его можно использовать для улучшения качества жизни, это – факт.

Хорошо, а какими качествами должен обладать современный психолог?

В вопросе я услышала слово «современный» и тут хочу сделать оговорку. Есть качества, которые важны для психолога вне времени, а есть важные прямо сейчас.

Способность понимать других людей универсальна и не зависит от времени.

Сегодня же появилась одна новая фишка, которая называется мультикультурная компетентность. Это умение работать с представителями разных социальных групп. Это суперактуально в связи с глобализацией и с тем, что происходит интеграция в обществе.

К тебе на консультацию может прийти как представитель ЛГБТ, так и человек из традиционной культуры, представитель этнического меньшинства или отдельной современной субкультуры. И очень важно понимание того, что современная культура имеет огромное влияние на личность, а человек не является оторванным от того общества, в котором он рос, развивался и живет.

Более того, необходимо понимать, как эта культура влияет на тебя – на психотерапевта, психолога. Ведь ты тоже являешься частью этой системы, и она на тебя так же влияет. Поэтому необходима рефлексия в этом контексте, в том числе, для того, чтобы не провоцировать в терапии микроагрессию или натягивания своих ценностей на клиента. Это важнейший современный навык.

мозг

А должен ли современный психолог ориентироваться в физиологии человеческого мозга? Почему?

Эти знания непосредственно в работе применить нельзя, ориентироваться в ней нужно просто хотя бы для того, чтобы отделять в терапии «bullshit» от достоверного знания. Ведь можно легко придумать какую-то концепцию, совершенно оторванную от того, как человек себя ведет, как воспринимает и перерабатывает информацию, как он испытывает эмоции. И не зная этих основ, ты можешь в неё поверить, потому что кто-то красиво ее описал и «обернул».

А знания в области общей психологии, нейрофизиологии, эволюционной психологии помогут отделить зерна от плевел и понять, где фантазия, а где действительно стоящая внимания концепция, близкая к научным знаниям о человеке.

Современные технологии — это зло, которое поработит нас или все-таки…

Мне очень понравилась на эту тему книга Макса Тегмарка  «Жизнь 3.0». Он говорит о том, что мы рассуждаем так, словно все эти страшилки о порабощении произойдут с вами внезапно, без вашего ведома и желания. Как будто, при разработке новых технологии мы не можем учитывать тех сценариев, которые могут произойти, и с учетом этих сценариев корректировать свои действия и развивать искусственный интеллект таким, каким мы хотим его видеть. В своей книге он как раз описывает все возможные потенциальные сценарии: позитивные, негативные и нейтральные. И он задает вопрос: «Какую жизнь 3.0 выберете вы?»

На мой взгляд, самый дружественный вариант – это киборгизация человека, то есть усиления наших собственных способностей машинами и слияние искусственного интеллекта и нашего, естественного. Это будет делать искусственный интеллект максимально близким к нашим человеческим потребностям и ценностям.

Хотела бы это застать,  в этом поучаствовать и стать киборгом?

Да, конечно.

Расскажи про Psychodemia? Кому может быть полезно? Почему учиться именно там?

В первую очередь, этот ресурс для тех, кто ценит быстрый доступ к качественному контенту в психологии, для специалистов этой области. Особенно, если по какой-то причине нет возможности или желания учиться офлайн или просто цените преимущества онлайн обучения, в том числе, возможность возвращаться к записям материалов снова и снова. Для тех, кто хочет глубже понимать  свою профессию, наращивать профессионализм.

А для новичков в профессии?

Да, для них тоже все есть. Например, коучинг для преподавателей, который помогает выйти на новый уровень компетенций и коммуникаций с учениками, студентами. Также большой курс «Мастерство психологического консультирования», где можно пойти обучаться с нуля. Выдаем диплом о переподготовке. Обучение длится год.

Блиц

Твоя любимая музыка?

Металл и фолк.

Фрейд или Юнг?

Из этих двоих – Фрейд.

Зачем современному человеку волосы на голове?

Это эстетично.

Какую книгу должен прочитать каждый человек?

«Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук» Ричарда Нисбетта

Какую книгу должен прочитать каждый психолог?

«Кто мы такие? Гены, наше тело, общество» Роберта Сапольски.

Деньги – это…

Ресурс для роста.

Кто виноват?

Как ты уже понимаешь, никто.

Что делать?

Жить.

С чего начать?

С принятия.

Ты счастлива?

Да!


Интервью подготовлено совместно с Марией Даниной (Geek Psychology), психологом, кандидатом наук, ученым, старшим научным сотрудником ФГБНУ «ПИ РАО» и СЕО Psychodemia.


Статья Марии Даниной для Art of Balance:

Этика, безопасность и осознанность в цифровую эпоху

История развития когнитивно-поведенческой психотерапии

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».