Баланс в мегаполисе

Медийная многозадачность

Знаете ли вы, что обладаете «суперспособностью», которая была не доступна людям ещё 30 лет назад? Совмещать переписку в мессенджерах с просмотром онлайн-видео; выполнять рабочую задачу, переписываться по электронной почте  и в параллельной вкладке следить за новостями в соцсети; бежать, слушать музыку и тут же выкладывать фото с пробежки в Инстаграм. А имя этой способности – информационная многозадачность. Что же нас к ней привело?

Клиффорд Насс, ведущий исследователь многозадачности из Стэндфорда, называет три двигателя изменений.

Клиффорд Насс
Клиффорд Насс

Технологические изменения

Технологические возможности постоянно растут. Каждое новое поколение гаджетов становится все более умным и функциональным. Они генерируют множество потоков информации и позволяют одновременного использовать различные функции, например, говорить по телефону и одновременно скролить новостную ленту. Эти высокотехнологичние устройства с легкостью доставляют информацию в нашу жизнь.

Культурные изменения

Изменилась и сама культура использования медиа. Девайсы проникли даже в те виды деятельности, которые раньше сближали нас и воодушевляли. Теперь экраны и медиаразвлечения сопровождают отдых на пляже в компании друзей, поход в ресторан со своей половинкой и даже совместные игры детей.

Параллельное использование информационных источников

Когда появляется новый информационный продукт или сервис, он крадет время у других информационных развлечений. Так было всегда. Кино оттянули на себя часть времени у книг, радио украло время у кино, телевидение украло время у радио, интернет украл время у телевидения. Но цифровые медиа пошли дальше и украли время у активностей, не связанных с потреблением информации. Медиа крадет время у не-медиа, в том числе, у коммуникаций человека с человеком.

«Каждый год происходит постоянный рост времени использования медиа со всплесками в моменты появления новых медиа, – говорит доктор Насс. – Казалось бы, должен настать тот момент, когда в вашем плотном расписании на день медиа будет не от чего отщипнуть лишний кусочек времени. И на этом расширение времени использование прекратится. Но как бы ни так! Произошло вот что. Мы стали использовать медиа параллельно с другими видами деятельности».

Влияние многозадачности

Как же информационная многозадачность влияет на наши когнитивные способности? Клиффорд Насс исследовал продуктивность экстремальных многозадачников — студентов Стэндфорда, которые выполняют одновременно 5 и более видов познавательной деятельности. Все они считают себя мастерами многозадачности. Может, наш мозг за пару поколений уже эволюционировал  в сторону многозадачности?

«Оказывается, многозадачники ужасны во всех аспектах многозадачности! Они постоянно отвлекаются. Их память очень дезорганизована. Недавняя работа, которую мы провели, показывает, что они хуже справляются с аналитическими рассуждениями. Мы боимся, что создаем людей, которые не могут мыслить хорошо и ясно», – сделал вывод доктор Насс.

Многочисленные исследования обнаружили, что многозадачность негативно влияет на учебный процесс, в том числе, успеваемость, концентрацию на домашней работе и мотивацию ее выполнять, время для усвоения материала, уровень стресса.

Хроническая многозадачность имеет негативные последствия для наших когнитивных способностей:

  1. Становится трудно фильтровать нерелевантную информацию. Для того, чтобы выполнить задание, не относящееся к поставленной задаче, хроническим многозадачникам требуется приложить гораздо больше умственных усилий.
  2. Страдает рабочая память.
  3. Парадоксально, но многозадачники плохо справляются с многозадачностью, хотя и занимаются этим все время.
  4. Еще один «скрытый платеж» за постоянную медийную многозадачность – это эмоциональная атрофия. Находясь физически друг с другом, дети с 6-7 лет, молодые люди и взрослые не смотрят на выражение эмоций тех, с кем проводят время. Они смотрят на экран девайса. Но обмен текстовыми сообщениями в социальных сетях и мессенджерах не развивает эмоциональные способности, наш мозг плохо распознает эмоции из текста. Это грозит нам большими сложностями со считыванием чужих эмоциональных сигналов и как следствие, трудностями во взаимопонимании и чувством «одиночества вдвоем».

«Нас больше интересуют люди, с которыми мы можем связаться через наши устройства, чем те, кто находится прямо перед нами», – верно отмечает психолог Ларри Розен.

Многозадачность на работе

Во многих компаниях корпоративная политика насаждает и поощряет многозадачность. Если политикой предусмотрено, что на электронное сообщение нужно отвечать в ближайшие X минут, для нас это означает, что мы должны проверять почту каждые X минут.  Мы должны держать открытыми окна чатов, чтобы коллега или руководство в любую минуту мог связаться с вами… и отвлечь вас от того, чем вы заняты. Могут ли в такой атмосфере родиться инновационные и прорывные идеи? Руководителям стоит познакомиться с исследованиями нейробиологов с убедительными доказательствами того, что человеческий мозг не способен выполнять две задачи одновременно. Вместо этого, он быстро переключается с одной задачи на другую. Такие бесконечные вторжения выматывают, мы тратим больше времени на задачу и делаем ошибки.

Непрерывное частичное внимание

Тот вид внимания, который позволяет нам поддерживать сложную информационную многозадачность, бывший руководитель Microsoft, писатель Линда Стоун назвала непрерывным частичным вниманием.

«Непрерывное частичное внимание — это поведение всегда, в любое время и в любом месте, которое создает искусственное ощущение кризиса. Мы всегда начеку. Мы требуем от себя множество когнитивно сложных действий. Мы стремимся сосредоточить внимание на главном приоритете и в то же время сканируем периферию, чтобы увидеть, не упускаем ли мы другие возможности», — пишет Стоун.

Поддержание нашего внимания в этом состоянии держит постоянно активированной нашу реакцию борьбы или бегства. И это теневая сторона непрерывного частичного внимания. Оно держит нас в постоянном состоянии перевозбуждения с перманентным чувством неудовлетворенности своей жизнью. Постоянная активация стрессовой реакции  повышает риск болезней, связанных с хроническим стрессом.

Но неужели мы действительно так глубоко увязли в этом цифровом болоте и вынуждены платить столь высокую цену за медийную многозадачность? Нет, если мы начнем разумно использовать нашу систему внимания.

Быть внимательными к собеседнику, к его эмоциям, настроению, тому, что он хочет в действительности вам сообщить. Быть внимательным к собственным мыслям и чувствам, к своим импульсам «нырнуть» в еще один информационный поток. Успеть подивиться красотой окружающего нас мира, даже тогда, когда хочешь просто сделать еще одну фотку для своего Инстаграм. Вспомнить советы родителей «сначала закончи то, чем ты занят» и стараться внимательно делать одно дело за раз. Уделить внимание настоящему моменту. Быть там, где вы есть.


Эту статью отлично дополняют:

Slow медиа

Цифровые практики осознанности

Экзокортекс. Когнитивные способности на аутсорсе

Татьяна Сениченкова

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки «Каждый момент у нас есть выбор, каждый выбор окажет влияние. Лови момент, делай выбор!»