Баланс в мегаполисе

Медитации в Кремниевой долине

Все мы слышали о таких компаниях как Google, Apple, Facebook, Twitter, Kaspersky lab, Yahoo. Что их всех объединяет? Первое, что приходит в голову, все эти компании – успешные IT-гиганты. Эти компании вдохновляют, на них ориентируются, с них копируют, им подражают, некоторым из них даже поклоняются. Мы ассоциируем эти компании из Кремниевой долины с самыми современными технологиями, лучшими маркетинговыми ходами и стратегиями, высоким качеством продуктов. Сотни тысяч людей мечтают стать частью их команды.

Однако есть еще один факт, который позволит взглянуть на них с другой стороны. Все эти компании внедрили в программу развития своих сотрудников медитации. Одни разделяют майндфулнесс подход. У других есть свои гуру внутри компании, которые работают с сотрудниками вместо привычных нам коучей и психологов, проводят групповые и индивидуальные занятия. Так или иначе самые передовые мировые лидеры IT рынка признали пользу практик осознанности для бизнеса, сделали их частью своей корпоративной культуры и не жалеют на это ресурсов. В результате они имеют эффективного, счастливого, не замученного сотрудника, который получает истинное удовольствие от работы, от нахождения в компании и при этом показывает лучшие результаты. Поверьте, если бы это было не эффективно,  этого бы не было в их стенах. Ведь компании хотят вернуть инвестиции в медитации. И это уже не эксперимент или просто веяние моды. Это годами зарекомендовавший себя инструмент развития и повышения удовлетворенности и продуктивности сотрудников, подкрепленный исследованиями нейронауки. Медитация и практики майндфулнесс развивают у сотрудников компаний креативность и эмоциональный интеллект, снижают воздействие стресса и укрепляют социальные связи.

Комната для медитаций в Facebook
Комната для медитаций в Facebook

Медитация стала частью, а для кого-то и образом жизни в Кремниевой долине. Ведь это не только самое большое в мире место, где рождаются и воплощаются в жизнь самые крутые и невероятные проекты.  Кремниевую долину с уверенностью можно назвать бета-моделью мира будущего. Будущего, где высокие технологии тесно переплетаются с духовным развитием и порождают навыки и компетенции специалистов нового мира.

Для обитателей Кремниевой долины медитация уже давно заменила кофе. Этот новый кофеин — топливо, которое повышает продуктивность и пробуждает креативность.

Медитации в GOOGLE

Майндфулнесс тренер Google Чейд Менг Тан, а в прошлом программный инженер компании, абсолютно уверен, что в век информации и высоких технологий не обойтись без медитаций. Он считает, что создавать новые продукты и совершать открытия по плечу только вдохновленным и спокойным сотрудникам. Компаниям теперь необходимо не только заботиться о физическом здоровье сотрудников (медицина, питание, спорт), но и удовлетворять потребности более высокого уровня, например в поиске смыслов и эмоциональной связанности.

МЕДИТАЦИИ В GOOGLE
Чейд Менг Тан

Чейд Менг Тан мечтает создать условия для мира на планете путем развития мира внутри себя и сострадания в глобальном масштабе. Способ для этого уже давно существует, это – медитация. Его вдохновил самый счастливый человек на свете, буддийский монах Матье Рикар. С помощью МРТ ученые зафиксировали у Рикара невероятный уровень счастья в тот момент, когда он во время медитации испытывал чувство сопереживания (сострадания).

Чейд Менг Тан
Матье Рикар

Чейд Менг Тан считает, что сопереживание не только приносит удовольствие сотрудникам и делает их счастливыми, но и дает бенефиты компании.

  • Во-первых, сопереживание создает эффективных лидеров, одновременно скромных и амбициозных, которые хотят созидать на общее благо и при этом не чрезмерно одержимы собственной персоной. Компания Google воспитывает лидерство, делая акцент на таких внутренних качествах, как самоосознавание, самообладание и сопереживание.
  • Во–вторых, сопереживание вдохновляет всех сотрудников и помогает создавать коллектив, в котором коллеги восхищают и уважают друг друга. В таком рабочем коллективе процветают креативность, инициатива и сотрудничество, что делает бизнес высоко эффективным.

Чейд Менг Тан разработал для Google семинедельный обучающий курс по эмоциональному интеллекту «Ищи внутри себя» (Search Inside Yourself). Курс регулярно проводится, и его прошли уже более 1000 членов команды. Программа состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе тренируется внимательность – основа высших когнитивных и эмоциональных возможностей человека. Задача первого этапа – развить ясное и спокойное состояние ума.
  2. На втором этапе развиваются самоосознание и самоконтроль. Задача второго этапа – понять, как возникают и проходят мысли и эмоции, с позиции непредвзятого наблюдателя.
  3. На третьем этапе создаются новые ментальные привычки, в том числе сопереживание и доброжелательность.
МЕДИТАЦИИ В GOOGLE
Курс «Ищи внутри себя» в Google

Курс медитации учит сотрудников компании не только управлять своими эмоциями для более продуктивной работы, но и развивать в себе доброту и сострадание.

Одноименная книга тренера Google «Ищи внутри себя» стала бестселлером, а сам курс вырос в институт лидерства, который обучает эмоциональному интеллекту и практикам осознанности бизнесменов и компании по всему миру.

МЕДИТАЦИИ В GOOGLE
Обложка книги

Еще несколько практик майндфулнесс в Google:

  • Дважды в месяц проводятся майндфулнесс ланчи, где люди принимают пищу осознанно и в тишине.
  • Недавно корпорация построила лабиринт для медитации во время ходьбы. На эти шаги их вдохновил визит знаменитого буддийского монаха Тик Нат Хана в 2011 году.
  • Каждое крупное совещание в Google начинается с минуты осознанности. Такая практика помогает участникам сконцентрироваться и продуктивнее включиться в работу.

Конференция майндфулнесс Wisdom 2.0

В подтверждение важности внедрения практик майндфулнесс в корпоративную культуру современных компаний в США проводится масштабная конференция Wisdom 2.0. На конференции, при участии сотрудников Apple, Google, Facebook, ведущих экспертов в области практик майндфулнесс, таких как Джон Кабат Зинн, и духовных учителей обсуждают, как соединить современные технологии, практики осознанности и вековую мудрость. Примерно так звучит девиз Wisdom 2.0: «Мы создаем собрания для неравнодушных к жизни с большей осознанностью, смыслом и мудростью в нашу современную эпоху» (ориг. «We create gatherings for those passionate about living with greater mindfulness, meaning, and wisdom in our modern age»). 2-3 тысячи участников – это привычная цифра для Wisdom 2.0.

Нужно ли это нашим компаниям?

А теперь давайте порассуждаем. Если в самых топовых компаниях, на которые ориентируется весь остальной мир, практики майндфулнесс – это уже не что-то  из области эзотерики и религии, а часть их внутреннего маркетинга и корпоративной культуры, то что нам мешает сделать то же самое в своих отечественных компаниях? Тем более, что ничего придумывать не нужно, нужно только адаптировать уже готовые, зарекомендовавшие себя программы и внедрить майндфулнесс подход в систему внутреннего образования и развития сотрудников компаний. Мое мнение, что в нашем быстро меняющемся мире с агрессивной информационной средой это просто жизненная необходимость.

Ведь сотрудники – это самый главный ресурс бизнеса. Их эмоциональное состояние, благополучие и удовлетворенность напрямую влияет на успех всего дела. И чем раньше руководители и владельцы бизнеса это поймут, тем здоровее будет ситуация на рынке труда и экологичнее будет бизнес.


Читайте также:

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».