Баланс в мегаполисе

Пять эмоциональных уроков до школы

Дошкольный возраст — период интенсивного обучения и формирования мозга. В возрасте от трех до семи лет у ребенка начинают формироваться важнейшие социальные навыки: способность контролировать себя, успокаиваться, выходить из состояния печали, а также способность удерживать внимание.

Существуют данные о том, что в возрасте 4-5 лет способность регулировать собственное поведение в значительной степени определит  жизненные результаты после тридцати лет — физическое здоровье, злоупотребление психоактивными веществами и финансовый успех.

Кроме того, в этот период у детей наблюдается стремительный рост эмоциональной компетентности. На ранних стадиях развития речи в их словаре очень мало слов для обозначения эмоций. Однако в дошкольные годы у детей быстро развивается способность говорить об эмоциях и распознавать их. И наконец, дети впервые в жизни начинают планировать свои поступки и думать о будущем. Например, мы уже можем спросить четырех- или пятилетнего ребенка о том, что он сделает, если его станет дразнить другой ребенок. В этом возрасте дети начинают использовать свои когнитивные навыки для моделирования ситуаций и создания альтернативных идей или планов. Эти навыки базируются на связи получаемой от  эмоций информации с мыслительными способностями.

В этот период важно сформировать систему взглядов на природу эмоций и помочь освоить важные практические уроки.

Урок 1. Эмоции – это нормально

Чувства — это важные сигналы, несущие в себе информацию. Это может быть информация о себе — что нам нужно и чего мы хотим, или о потребностях других. Эту информацию нельзя игнорировать — ее нужно анализировать.

Многие дети убеждены в том, что переживание определенных эмоций — это плохо. Очень важно помочь детям понять, что чувства — это всего лишь часть каждого человека. Они появляются сами по себе, и нам нужно с ними жить. В чувствах нет ничего плохого — они совершенно естественны.

Урок 2. Чувства и поступки – не одно и то же

Крайне важно помочь детям понять, что их чувства и их поступки — это не одно и то же.

Чувства плохими не бывают. Хорошими или плохими могут быть только поступки. Детям важно понять, что каждый человек время от времени может испытывать зависть, жадность, разочарование — все что угодно, — и это совершенно нормально. Главное — не допустить плохих поступков.

Многие дети часто не могут отделить чувства от поведения, поэтому они боятся своих чувств. Когда детей, испытывающих гнев, за что-то наказывают, то они связывают переживаемые эмоции с поступками, за которые их наказали.

Урок 3. Сначала — успокойся

Важно объяснить ребенку, что человек не может ясно видеть ситуацию и думать, пока не успокоится. Сначала нужно успокоиться, чтобы правильно оценить происходящее, а затем посмотреть, что с этим можно сделать. Одновременно с этим надо научить ребенка успокаиваться в ситуациях, когда он переживает эти чувства.

Нужно научиться контролировать появление сильных эмоций. С самой эмоцией не нужно ничего делать,  сначала необходимо успокоиться и задействовать свой интеллект. «Я чувствую злобу. Как мне с ней поступить? Почему я разозлился?» Эта процедура снижает интенсивность эмоций. Силу интеллекта нужно использовать не для подавления эмоций, а для того, чтобы оценить эмоциональные сигналы и затем принять решение, как с ними поступить.

Техника черепашки

Техника черепашки разработана специалистами программы PATHS – золотого стандарта в развитии социальных и эмоциональных навыков у детей.

Во вложении вас ждет Сказка об одной маленькой черепашке (скачайте в PDF).

После прочтения такой сказки, можно предложить детям изобразить черепашку и сделать это вместе с ними. Главное в позе – уделить внимание своему телу. Можно скрестить руки на груди и сделать глубокий вдох. Вы можете использовать принцип вознаграждения и поощрять ребенка каждый раз, когда в трудной ситуации он проделал технику и успокоился. Для других такая поза тоже может стать сигналом, что ребенок себя успокаивает. Эта техника может помочь развить у ребенка (от 3-х до 7 лет) навыки  самоуспокоения, контроля над эмоциями и планирования.

эмоциональный интеллект у детей

«Пока дети не научатся успокаивать себя в состоянии сильного волнения, никакие наши наставления, касающиеся нравственного развития и управления своими чувствами, не дадут результатов», — пишет психолог Марк Гринберг, создатель программы PATHS.

Из этого урока вытекает следующий. Думай прежде, чем делать!

Как распознать эмоции у себя и других?

Чтобы регулировать эмоции, нужно уметь их различать. Для этого можно разыгрывать разные эмоции, представлять, какие поступки совершает человек, движимый этой эмоцией. Как в теле проявляет себя гнев, страх, зависть. Можно предложить ребенку с добротой относиться к этим эмоциям, даже если их появление вызывает физический дискомфорт. Ребенку потребуется сформировать для себя эмоциональный словарный запас, в который постепенно нужно вводить все более сложные эмоции и их проявления.

Урок 4. Мирное решение конфликтов

Открытое обсуждение чувств — это здоровый способ решения конфликта. Задача в том, чтобы высказать свою точку зрения и не разжечь при этом конфликт. Баланс между агрессий и пассивностью помогает поддерживать уверенность в себе (это мне под силу).

Чтобы уловить эмоциональные сигналы оппонента и показать ему свой настрой, нужно смотреть друг другу в глаза, внимательно слушать без интерпретаций, а отвечать — без резких суждений.

В программе PATHS специалисты предлагают детям технику «Светофор». Она помогает ребенку успокоиться, осознать свои чувства, использовать интеллект для решения конфликта.

Действиям, которых требует каждый цвет светофора, нужно обучить. Взрослые могут предложить множество разных решений, разыгрывая ситуации в лицах. Нет смысла тратить много времени на то, чтобы позволить детям придумывать агрессивные, негативные решения — они непродуктивны. Нужно напомнить, что цель этих действий — ладить с другими и не причинять им вреда. К тому и нужно стремиться в поисках решения.

Урок доброты

Наряду с контролем негативных эмоций, важно развивать позитивные, такие как доброта, сострадание, щедрость, альтруизм, благодарность. Как наше поведение влияет на других людей? Как можно проявить сочувствие, помочь или позаботиться о других?

Одних моральных принципов тут недостаточно — нужны еще навыки, позволяющие следовать этим принципам. Социальные и эмоциональные навыки дети развивают через естественное взаимодействие со своими сверстниками, а не через лекции взрослых.

Обучение осознанности и доброте

Ричард Дэвидсон с командой из Центра здоровых умов Университета Висконсина разработали обучающую программу для воспитания осознанности и доброты у детей дошкольного возраста. Это бесплатная программа была создана, чтобы помочь детям обратить внимание на свои эмоции и понять, что они чувствуют и почему.

Дети, участвующие в обучении осознанности и доброте, продемонстрировали более просоциальное поведение, больше доброты и меньше эгоизма, чем те, кто обучался по стандартной программе. Кроме того, они чаще дожидались второй сладости в зефирном эксперименте. Откладывание удовольствие в этом возрасте определяет способность делать это во взрослом возрасте и идти к своим целям, откладывая сиюминутные удовольствия ради большего.

Практики осознанности для детей могут стать важной частью эмоционального воспитания, действуя сразу по четырем направлениям: улучшить самоосознание — фундамент EQ, укрепить произвольное внимание, улучшить эмоциональную саморегуляцию, развить сострадание и просоциальные навыки.

Развитие осознанности

Попробуйте две простые и увлекательные практики осознанности со своими детьми. Смотреть видеоурок.

В качестве дополнения к развитию осознанности попробуйте прочитать с детьми эти трогательные хайку об осознанности!


ДМИТРИЙ СЕНИЧЕНКОВ

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки

«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

 


Читайте другие статьи из этой серии:

Окна возможностей для развития EQ

Любовь без страха. «Эмоциональный иммунитет» младенца

Зефирный эксперимент