Баланс в мегаполисе

Целостность

Мы избегаем неприятных эмоций, воспоминаний, каких-то частей самих себя, своего прошлого или настоящего. Это естественно, даже инстинктивно – предпочесть комфорт боли, а привычное – неизвестному. Но наши инстинкты не всегда мудры.

Игнорирование или отрицание своих чувств не помогает, боль не уходит по требованию разума, а наша уверенность в своей способности с ней справиться ослабевает.

Как пишет Джон Кабат-Зинн:

«В моменты эмоциональной боли нужно смотреть, не отворачиваясь, глазами целостности. Ее нужно встречать и переживать во всей полноте».

Не принимая и не любя себя такими, какие мы есть, сможем ли мы принять и полюбить жизнь такой, какая она есть? Когда мы отдаем предпочтение определенным жизненным переживаниям и отвергаем другие, мы можем не разглядеть ценности вещей, завернутых в простую или даже уродливую обертку.

целостность

Если мы будем продолжать отрицать всякую боль и искать комфорт любой ценой, мы можем остаться без любви, близости или сострадания. Отвергая перемены и риск, мы делаем более скудным наш жизненный опыт и лишаем себя открытий в нашем длительном путешествии. Отрицая свое страдание, мы можем никогда не узнать, какая внутренняя сила нам доступна.

Вещи такие, какие они есть

Жизнь обычно предлагает нам гораздо больше, чем позволяют нам сложившиеся установки и убеждения. Они становятся нашими очками, которые искажают реальность и подстраивают ее под наши ожидания. Мы не видим вещи такими, какие они есть. Мы видим их такими, какие мы есть. Эти очки не позволяют нам видеть самих себя и мир вокруг нас во всей полноте. Если мы не снимем очки, то никогда не увидим себя или свою жизнь целиком.

Мы являемся целым организмом и в то же время мы — части целого, части разных систем – семей, друзей, человечества, и, в конечном счете, жизни на планете. Можно ли без последствий исключить из целых систем какие-то ее части? Можно ли убрать из нашего организма легкие или из глобальной экосистемы дождевые леса?  А что насчет наших ментальных процессов? Почему же мы упорно исключаем из общей картины нежеланные части целого? Может ли это не отразиться на нас и на тех системах, в которые мы входим?

целостность

Альберт Эйнштейн писал о целостности:

«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом.

Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии».

В любой момент мы можем вспомнить о том, что «носим очки» и периодически снимать их. Для этого нам нужны целостные представления о самих себе и своих ментальных процессах, без «любимчиков» и неугодных.

Подлинная дружба с собой подразумевает отношение к себе и собственному жизненному опыту по принципу «всё включено». Включена наша эмоциональная боль, наш страх и наше раздражение, наша уязвимость и наш стыд, наша неуверенность и наше смятение. Включено наше прошлое, несбывшиеся надежды, люди, чьи слова и поступки ранили нас.

Любовь, тайна, возможности и приключения лежат за пределами комфорта. Возможно, нам нужно отказаться от своих убеждений и представлений о жизни, чтобы проживать её полностью.

Выход за пределы коробки

Выход «за пределы коробки» требует от нас перспективы и непредвзятого взгляда со  стороны. Если мы посмотрим на всю систему в целом, то сможем увидеть новые пути и варианты решений.

за пределы коробки

Рассмотреть то, на что страшно, печально или противно смотреть, глазами целостности – это первый важный шаг. Мудрая и осознанная часть вас всегда может смотреть на эти переживания, следить за их изменением, никого не обвинять, не желать, чтобы все было иначе. Мы можем отвести для них некоторое свободное пространство внутри себя и позволить им перемещаться в этом расширенном пространстве. Такое расширение снижает давление чувств на нас и уменьшает напряжение.

Второй шаг – это принятие чувств такими, какие они есть, как часть своей ментальной жизни (пусть и нежелательную), и отказ от борьбы с ними как с внешним врагом. Позволяя своим чувствам быть и принимая их, мы перестаем тратить лишние силы на бессмысленное сопротивление уже произошедшему. Такое принятие может помочь нам снять все маски, которые стали уже второй кожей, и стать пусть не идеальными, но зато самими собой.

Медитация может для каждого стать дверью к восприятию своей целостности и одновременно к восприятию себя как части целого. Мы можем позволить себе быть самими собой и найти свое место в «семье вещей».

Мэри Оливер

Дикие гуси

Тебе не нужно быть хорошим.

Ты не должен ползти на коленях

Сотни миль по бесплодной пустыне.

Тебе нужно лишь позволить мягкому животному твоего тела

Любить то, что оно любит.

 

Расскажи мне о твоем отчаянии,и я расскажу тебе о своём.

Тем временем мир продолжает двигаться.

Тем временем солнце и чистые капли дождя

Проходят по земным просторам, через прерии и густые леса, над горами и реками. 

Тем временем дикие гуси, высоко в чистом голубом воздухе

Снова направляются домой.

 

Кто бы ты ни был, неважно, как ты одинок,

Мир предлагает себя твоему воображению,

Взывает к тебе, как дикие гуси,

Резко и волнующе – вновь и вновь

Показывая твое место в семье вещей.

 

Мэри Оливер


С этой статьей читают:

История одного «Ничто»

Стыдоустойчивость

Что мешает нам испытывать радость?

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».