Баланс в мегаполисе

Любовь без страха. «Эмоциональный иммунитет» младенца

Мы продолжаем серию статей о развитии эмоционального интеллекта у детей. Если вы не читали предыдущую статью — Окна возможностей для развития EQ, то лучше начать с нее.

Здесь речь пойдет о периоде младенчества. Это — первое важное окно, в котором формируются эмоциональные навыки человека.

Сонастройка

«Эмоциональный иммунитет» младенца закладывает здоровая и безопасная эмоциональная привязанность между родителем и ребенком. Родитель относится с любопытством, открытостью, признанием и любовью к внутреннему миру малыша. В основе такой привязанности лежит эмоциональная сонастройка родителя (особенно матери) с внутренним состоянием младенца.

Настройка – обмен мелкими знаками настроенности (согласованности или рассогласованности) бессчетное число раз. В эти микромоменты младенец получает важнейшие уроки эмоциональной жизни. Это происходит без слов, невербальными способами, это больше напоминает «ритм отношений».

Мать и младенец эмоционально сонастроены, когда она ясно видит его внутренний мир и приходит в состояние резонанса с ним. Ребенок ощущает, что мама его «чувствует», и воспринимает настоящее мгновение как имеющее стабильность. Во время этих непрерывных взаимодействий ребенку хорошо, уютно и надежно. Он осознает, что его любят. Это – любовь без страха.

Когда младенец проявляет эмоцию (визжит от радости), мать находит способ выразить ту же эмоцию, приспосабливаясь к уровню возбуждения ребенка. У младенца появляется успокоительное чувство эмоциональной связи. Такую информацию — «Я знаю, ЧТО ты чувствуешь», матери посылают примерно раз в минуту во время взаимодействия со своими малышами.

Простое копирование поведения ребенка не создает сонастройки. Это всего лишь означает, что родитель знает, что делает малыш, но при этом не знает, что тот чувствует. Чтобы малыш понял, что его понимают, нужно воспроизвести его чувства иным способом.

Важно, как мать реагирует на негативные эмоции ребенка, например, на злость или печаль. Если она способна их распознать и помогает малышу справиться с этими эмоциями, то со временем ребенок лучше регулирует свои эмоции, что выражается в более позитивном поведении.

Такая «любовь без страха» формирует у ребенка адаптивную устойчивость к стрессовым факторам, способность к эмоциональной саморегуляции и сочувственным отношениям с другими людьми.

Нейронаука о сонастройке

С позиции нейробилогии от сонастроенного общения зависит правильное развитие срединной области префронтальной коры. Эта область – высший центр «социального и эмоционального мозга», центр социального познания и взаимодействия. Здесь берет начало взгляд на себя и других, саморефлексия и нарративное повествование (истории в нашей голове).

Срединные области префронтальной коры функционально связаны с другими областями «социального и эмоционального мозга» – амигдалой, гиппокампом, корой поясной извилины, островком.

эмоциональный мозг

Срединная область включает в себя несколько взаимосвязанных участков: орбитофронтальная кора, кора передней поясной извилины и вентролатеральная и медиальная префронтальная кора.

Функции

Срединные области префронтальной коры отвечают за:

  1. регуляцию работы автономной нервной системы (баланс симпатической и парасимпатической нервной системы, баланс между возбуждением и торможением)
  2. сонастроенное общение – резонанс с чувствами другого
  3. эмоциональная уравновешенность (баланс между хаосом чувств и ангедонией или «между умом и сердцем»)
  4. гибкость реакций (пауза между стимулом и реакцией)
  5. сопереживание (эмпатия)
  6. самоосознавание (связанность прошлого, настоящего и будущего)
  7. модуляция страха.

Итак, здоровая привязанность между мамой и ребенком окажет положительное влияние на:

  • стиль эмоционального самопроявления ребенка в будущем,
  • темы его нарративных повествований,
  • на способы, каким он отдаляется от людей или сближается с ними в процессе межличностных отношений,
  • на развитие эмоциональной саморегуляции.

Опасности

Материнская депрессия

Дети матерей, которые переживают сильное горе, апатию и депрессию, начинают демонстрировать повышенный уровень агрессии, беспокойства и даже депрессию. У матерей с депрессией выявлена пониженная активность в левой части префронтальной коры (сближение и положительные эмоции). Что характерно, у младенцев, чьи матери переживали депрессию, к концу первого года жизни проявляется такая же низкая активность левой префронтальной коры. Они начинают демонстрировать меньше позитивных эмоций.

Неприятие негативных эмоций младенца

Если родители игнорируют негативные эмоции малыша или сердятся в ответ на них, наказывают ребенка за их проявления, то дети начинают их скрывать. А зачем проявлять эмоции, которые не находят положительного отклика у родителей? В итоге это приводит к сильному перенапряжению, как к физиологическому, так и к психологическому, ведь эмоция никуда не уходит. Эти невыраженные эмоции становятся барьером для развития доверительных отношений между родителями и ребенком.

В исследованиях психолога Мэри Эйнсуорт к концу первого года жизни такие младенцы  предпочитали избегать контакта с матерью, чем обращаться к ней в трудные моменты.  В ситуациях, требующих эмоционального и физического контакта, у них развивалась конфликтная модель поведения «приблизиться или уклониться». Младенцы, которые сталкивались с такими проблемами, не способны освоить эффективные способы управления своими эмоциями.

Эмоциональная и социальная заброшенность

Недостаток теплых эмоциональных отношений, заботы, любви и поддержки (например при воспитании ребенка в доме малютки и детском доме) напрямую влияет на низкий уровень выработки нейромедиатора дофамина, что негативно сказывается на развитии пластичности головного мозга. В последствие это может сказаться на уровне обучаемости подростка, желании познавать и осваивать что-то новое, креативности, увеличить риск депрессии и ангедонии.

Эмоциональная недоступность родителей, нерегулярная и непоследовательная настроенность, вселение ужаса в малышей – это нездоровые и небезопасные виды привязанности. Они негативно влияют на восприятие мира, себя и других уже во взрослом возрасте. Такие же паттерны привязанности эти люди передают потом своим детям. Эти паттерны можно скорректировать с помощью специалистов, и прервать этот порочный круг.

Очевидно, что первостепенную важность имеет здоровье родителей, в том числе ментальное, а также ресурс матери для формирования здоровых и безопасных контактов с младенцем. Ведь в этом возрасте именно мама является целой вселенной для маленького человека.


Эту статью отлично дополняют:

Окна возможностей для развития ЕQ

5 эмоциональных уроков до школы

Зефирный эксперимент

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».