Когда говорят о когнитивно-поведенческой психотерапии, часто упоминают три волны ее развития. И многие резонно задаются вопросом — что это за волны, в чем их суть и чем так примечательна третья волна?
Первая волна
Все началось в 1920-х годах, когда в период засилья психоанализа, на тот момент еще очень спекулятивного, получило свое развитие новое направление психологии — бихевиоризм, “наука о поведении” людей и животных. На его основе развивались методы изменения поведения, и как самостоятельная терапевтическая практика поведенческая психотерапия стала популярной в 50-60-х годах.
Маленький Альберт
Хрестоматийно-классический сомнительный с этической точки зрения случай связан с именем отца-основателя поведенческой психологии Джона Уотсона.
Маленький мальчик по имени Альберт в лаборатории Уотсона смотрел на живую крыску и одновременно с этим получал громкие звуки от удара молотком по листу металла. Вскоре, через несколько повторений пугающего звука, Альберт начал бояться крыс. Со временем страх распространился на других белых и пушистых существ, включая детские игрушки.
Искусственным образом Уотсон сформировал фобию, которую затем пытался разрушить через изменение условий предъявления той же лабораторной крыски. Ребенку показывали ее издалека и давали какую-то сладость. Затем придвигали все ближе, но не резко. Неизвестно, удалось ли вылечить мальчика, но метод систематической десенсибилизации до сих пор используется в работе с фобиями.
Бихевиоризм стал активно использоваться при лечении широкого спектра психических расстройств: фобий, зависимостей и нарушений поведения. Его называют первой волной когнитивно-поведенческой терапии.
Надо сказать, что несмотря на то, что бихевиоризм вырос из научной экспериментальной психологии, исследователи того времени не могли, да и не хотели объяснять сложности человеческого сознания и роли мышления.
Вторая волна
Позже была предпринята попытка учесть ограничения классического бихевиоризма через акцент на мышлении в основе психических расстройств. Дезадаптивные мысли, которые приводят к дезадаптивным эмоциям и, в итоге, ведут к нарушениям — вот ядро концепции, предложенной параллельно несколькими авторами, например, Альбертом Эллисом и Аароном Беком.
Основной метод когнитивно-поведенческой терапии второй волны заключался в том, чтобы обнаруживать свои дезадаптивные мысли и искать рациональные основания — исследовать доказательства и факты в отношении собственных убеждений, мыслить рационально и реалистично.
Логичность и простота такого подхода оказались очень привлекательны, а техничность подхода позволили когнитивно-поведенческой терапии быстро занять ведущие позиции среди других практик.
Однако и здесь представления о том, как работает человеческое сознание и мышление формировались на основе общения с пациентами, до научно обоснованного понимания было еще далеко и представители второй волны КПТ не знали, как заполнить этот пробел понимания.
Третья волна
«Третья волна» когнитивно-поведенческой терапии включает терапию принятия и ответственности, диалектико-поведенческую терапию, метакогнитивную терапию с новыми техниками и практикой осознанности.
Когнитивно-поведенческая терапия третьей волны акцентирует внимание на психологических и поведенческих процессах, связанных с благополучием и здоровьем. Попытки оспорить содержание мыслей пациента или уменьшить интенсивность эмоциональных симптомов остались в прошлом.
Теперь в фокусе терапии метапознание, принятие, осознанность, личные ценности и духовное совладание. Психотерапевты третьей волны больше сосредоточены на контексте, на том, как человек относится к своему внутреннему опыту (мыслями, побуждениям, ощущениям).
Однако и эффективные “олд-скульные” подходы не забыты. По-прежнему в арсенале когнитивно-поведенческих терапевтов остаются старые добрые поведенческие методы, такие как экспозиционная терапия (например, постепенное погружение в пугающие обстоятельства при фобиях) и поведенческая активация (поощрение полезных действий при депрессии).
Хотите больше узнать об авторе? Мария Данина. Большое интервью с психологом и ученым
Другие статьи автора:
Этика, безопасность и осознанность в цифровую эпоху