Баланс в мегаполисе

Майндфулнесс для детей как игра

Когда родители сами практикуют майндфулнесс, они задумываются о том, что практики были бы полезны и их детям. И это действительно так.

Польза майндфулнесс для детей

Регулярные майндфулнесс активности улучшают внимание детей, развивают навык успокаивать себя и регулировать свои эмоции, делают добрее к себе и другим, снижают стресс.

Практики, согласно исследованиям, влияют на некоторые области мозга. Снижают реактивность амигдалы ¹ – нашей тревожной сигнализации, запускающей эмоциональный ответ на воспринимаемые угрозы из внешнего и внутреннего мира.  Активируют и увеличивают количество серого вещества в гиппокампе ², который имеет решающее значение для обучения и памяти и помогает регулировать амигдалу. Активируют и развивают области префронтальной коры ³, которая связана с эмоциональной регуляцией и принятием мудрых решений.

Как вовлечь ребенка?

Но если предложить детям практики, которые мы используем сами, это может не вызвать ни интереса, ни вовлеченности. Мы не можем предложить пятилетним детям неподвижно сидеть со скрещенными ногами и наблюдать за дыханием. Звучит нелепо! Нам нужны способы, которые сделают майндфулнесс увлекательным процессом даже для самых маленьких.

Любопытный эксперимент

Советский психолог и исследователь Лев Выготский провел эксперимент, в котором он попросил  восьмилетних детей стоять неподвижно так долго, как они могли. Он собрал группу, вытащил свой секундомер и велел им стоять смирно. Вы конечно догадываетесь, чем закончилась эта история. Через несколько минут они все уже бегали вокруг. Тогда он собрал детей снова и предложил им игру: “Давайте еще раз постоим спокойно, сколько сможем, но на этот раз я хочу, чтобы вы вообразили себя охранником на заводе или рыцарем, охраняющим замок». На этот раз дети смогли простоять спокойно около двадцати минут.

Просто задействовав силу воображения, сделав это чем-то вроде игры, дети смогли стоять неподвижно в четыре раза дольше. В обоих сценариях эксперимента дети активизировали свою префронтальную кору и сосредоточили свое внимание на задаче. Но якорем во втором сценарии был образ их самих, охраняющих завод или замок.

Кстати, когда этот эксперимент был воспроизведен несколько лет назад, охват внимания детей с воображаем игровым сценарием и без него был примерно вдвое меньше, чем пятьдесят лет назад.

Мы можем начать практику детей с обучения элементам майндфулнесс, таким как внимание, пребывание здесь и сейчас, принятия и любопытства. А с помощью магии игры, воображения и движений мы можем помочь детям сохранять внимание и способность быть спокойными в течении времени, достаточного для простых практик.

Психолог Кристофер Виллард предложил игровой способ для детей научиться майндфулнесс – азбуку дыхания (книга ALPHABREATHS) . Каждой букве соответствует свой образ, который уже имеет смысл для ребенка. В итоге ребенок может для каждой жизненной ситуации подобрать подходящее дыхание.

Ниже вы найдете шесть сфер применения и подходящие для них упражнения, основанные на осознанном дыхании.

1. Обрести уверенность

Когда нужно подготовиться к новому опыту, пройти тест, поучаствовать в спортивном мероприятии.

Практика: дыхание сосны

майндфулнесс для детей

2. Почувствовать себя лучше

Когда кто-то задевает чувства ребенка или что-то пошло не так, как он надеялся — это шанс попрактиковаться в сострадании к себе.

Практика: дыхание-обнимашки

майндфулнесс для детей

3. Сосредоточиться на занятии

Когда нужно сосредоточить внимание на школьной и другой деятельности (домашнее задание, подготовка к тесту, спокойное чтение) или перейти от одного вида деятельности к другому.

Практика: овсяное дыхание

майндфулнесс для детей

4. Успокоиться

Когда нужно перейти из напряженной деятельности в спокойное состояние отдыха, например, подготовиться ко сну.

Практика: дыхание плюшевого мишки

майндфулнесс для детей

5. Управлять стрессом

Например, когда что-то идет не по плану или ребенок беспокоится о предстоящем событии.

Практика: дыхание дельфина

майндфулнесс для детей

6. Практиковать доброту и благодарность

Чтобы ребенок научился быть добрым к себе и великодушным к другим, быть благодарным за то, что все идет хорошо.

Практика: благодарное дыхание

майндфулнесс для детей

Попробуйте проделать с детьми эти простые упражнения уже сегодня. Вы отлично проведете время вместе, а главное, практика на регулярной основе научит ребенка справляться со своими эмоциями, управлять фокусом внимания, заботиться о себе и расслабляться.


Ссылки на исследования:

¹ – Lutz, A., Slagter, H. A., Dunne, J. D., & Davidson, R. J. (2008). Attention regulation and monitoring in meditation. Trends in Cognitive Sciences, 12(4), 163–169.

² – Goldin, P. R., & Gross, J. J. (2010). Effects of mindfulness-­based stress reduction (MBSR) on emotion regulation in social anxiety disorder. Emotion, 10(1), 83.

Hölzel, B. K., Carmody, J., Vangel, M., Congleton, C., Yerramsetti, S. M., Gard, T., & Lazar, S. W. (2011). Mindfulness practice leads to increases in regional brain gray matter density. Psychiatry Research: Neuroimaging, 191(1), 36–43.

³ –  Chiesa, A., & Serretti, A. (2010). A systematic review of neurobiological and clinical features of mindfulness meditations. Psychological Medicine, 40(08), 1239–1252.


Больше статей на эту тему:

Окна возможностей для развития EQ

5 эмоциональных уроков до школы

Хайку об осознанности для детей

Объясняем ребенку как работают эмоции

Как работающим родителям встроить практику майндфулнесс в свою жизнь?

Татьяна Сениченкова

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки «Каждый момент у нас есть выбор, каждый выбор окажет влияние. Лови момент, делай выбор!»