Мне нравится Стэнфорд. Может быть из-за того, что там преподает Роберт Сапольски, и цикл его лекций 2010 года произвел на меня невероятное впечатление. Может быть из-за того, что в Стэнфорде проводят новые клевые исследования в интересной мне области. Но еще отдельное спасибо им за проект d.school (Стэнфордский институт дизайна), благодаря инициативе которого в широкие массы вошло понятие дизайн-мышление.
Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.
Другими словами, следуя принципам дизайн-мышления, человек (или компания), который что-либо создает (продукт, услугу, исследование, разработку), ставит во главу угла интересы Человека (а не личные KPI или прибыль компании). И под Человеком я подразумеваю нас – конечных потребителей во всем нашем многообразии.
Саму суть этого подхода можно изложить в одной фразе: Выйти за пределы сложившихся стереотипов и привычных способов решения задачи. Или, как это звучит в оригинале: thinking outside the box!
И очень важно, что этот метод можно применять в абсолютно разных областях: от разработки ПО и гаджетов — до строительства жилых комплексов и ремонта помещений. Главный критерий – Человек, который будет этим пользоваться.
Сам алгоритм использования дизайн-мышления при разработке нового продукта можно разделить на несколько этапов (предложено d.school).
Этапы дизайн-мышления
Эмпатия
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
То есть разработчик (проектировщик, инженер…) должен понимать и чувствовать — что на самом деле волнует человека, осознавать его потребности и желания. И именно это качество может помочь видеть шире и глубже своей парадигмы, своих убеждений и установок, принимая новый опыт, основанный на потребностях других. И разработчик полностью погружается в мир своего заказчика (или конечного потребителя).
Фокусировка
Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе. Это умение выбрать самое важное и значимое среди всей собранной с помощью эмпатии информации.
Генерация Идей
Тут начинается thinking outside the box. Креатив, ум новичка, инсайты. Здесь не уместна критика. В почте даже самые бредовые и, на первый взгляд, безумные идеи. Это процесс безграничного творчества.
Прототипирование
Грубо говоря, создание прототипа на основе принятых к реализации идей. Если прототип будет удачным – дорабатываем, исправляем ошибки и начинаем готовить уже сам продукт. Если не заработает – отказываемся и идем генерить дальше. Экономия денег и времени.
Тестирование
Ну и наконец, тестирование готового продукта, созданного на основе лучших идей и прототипа.
При чем тут майндфулнесс?
А теперь давайте еще раз посмотрим на этот подход. На все те качества, которыми должен обладать разработчик. Подход в Дизайн-мышлении ничего вам не напоминает?
Майндфулнесс подход дает нам инструменты для тренировки необходимых для дизайн-мышления скиллов. Мы развиваем в себе способность к пониманию самих себя и внутреннего мира других людей – эмпатию, учимся ставить себя на их место. В медитации мы рассматриваем текущий опыт без критики и без оценки. Мы ищем новое в обыденном – это источник неиссякаемого креатива. Мы учимся смотреть на вещи без фильтров восприятия, сформированных в прошлом, а это и есть thinking outside the box.
Не просто так, корпорации Кремниевой долины уже давно внедрили практики майндфулнесс в корпоративную культуру (и тратят немалые деньги на создание институтов майндфулнесс внутри компаний). Они знают, что прорывные, инновационные решения, нестандартное мышление и выход за пределы «коробки» не появятся из ниоткуда. Необходимые для этого навыки можно и нужно тренировать.
Эту статью отлично дополняют:
Дивергентное мышление. Зачем инженерам медитация