Очень много говорят про цели, но совсем мало про то, как их достичь. Поставить цель – дело для нашего ума вовсе несложное. А много целей? Легко! Вспомните хотя бы предновогодние планы по улучшению себя и своей жизни в следующем году. А теперь честно признайтесь себе, как много из этого вы действительно сделали или как долго вы продержались.
Для того, чтобы идти (и когда-нибудь приходить таки) к своим целям, нам нужно… обратить на них внимание. Внимание направляет ресурсы мозга на то, что для нас важно и удерживает их там. Но когда наши когнитивные ресурсы находятся в одном месте, они отсутствуют в другом.
Упущенные возможности
Когда вы решаете уделить какой-то цели внимание (вместе с вашим временем), то жертвуете всем остальным. Всем, чем вы могли бы заняться в это время.
Каждое принимаемое нами решение сопряжено с упущенными возможностями.
Когда я пишу эту статью, я не смотрю кино, не иду гулять, не занимаюсь спортом. Возможно, я займусь этим позже, но в этот момент я жертвую этими занятиями. Они – плата за написание статьи.
Ежедневно мы выбираем, как инвестировать свое время. Нам кажется (и эта идея активно продается), что мы можем преуспеть во всем. Строить эпичную карьеру, иметь насыщенные и всегда свежие отношения, потрясающе выглядеть, регулярно путешествовать, неустанно учиться, быть фантастическими родителями и детьми, ну и конечно всегда хорошо себя чувствовать.
Когда мы смотрим на других людей, особенно в социальных сетях, у нас создается впечатление, что они умудряются преуспевать во всем. Однако это далеко не так. Мы просто не видим скрытых издержек. Перед нами всегда только отполированная до блеска витрина. Банально, но ни у кого нет всего.
Каждое решение, каждый поступок, отнимающий у нас время, сопровождается компромиссами.
Несмотря на все наши усилия, мы можем сосредоточиться только на одной вещи за раз, и все, что мы в это время не делаем, становится альтернативной издержкой. Когда нам нужно приложить когнитивные усилия к обработке двух и более задач, требующих внимания, возникает эффект снижения продуктивности. Поэтому многозадачность, как способ выжать больше из времени, не работает. Чем больше возможностей пытается тянуть нас в других направлениях, тем труднее нам сохранять свою сосредоточенность на задаче или цели.
Мы все понимаем, что деньги – конечный ресурс, но зачастую мы не думаем так ни о времени, ни о своем внимании. А между тем время и внимание имеют фундаментальные ограничения.
Тут и возникает необходимость выбирать и расставлять приоритеты. И это может быть очень сложный выбор между двумя реально важными для вас вещами. Возможно, вам даже придется отпустить некоторые мечты, чтобы воплотить в жизнь другие.
Стэндфордский экономист и популяризатор экономики Расс Робертс пишет: «Экономика учит вас, что сделать выбор — значит отказаться от чего-то».
Мы живем в мире изобилия информации и предложений, и наши списки целей постоянно пополняются вещами, которые могли бы реально улучшить нашу жизнь. Но с каждой дополнительной целью приходят дополнительные муки выбора.
Парадокс выбора
Одним из недостатков обильного выбора является то, что каждый новый вариант прибавляет альтернативных издержек. А необходимость идти на компромиссы имеет психологические последствия.
Во-первых, большое разнообразие парализует процесс принятия решения, и мы просто откладываем с выбором.
А во-вторых, разнообразие выбора влечет за собой рост ожиданий и в итоге снижает удовлетворение от результата принятого решения, даже если это очень хороший результат.
То, как мы относимся к вещам, сильно зависит от того, с чем мы их сравниваем. Когда есть с чем сравнить, легко нафантазировать привлекательные черты того, от чего мы отказались. Воображаемый выбор, который вы не осуществили, заставляет вас жалеть о том выборе, который вы сделали на самом деле. И это сожаление лишает вас кайфа от того, что вы выбрали. Чем больше было вариантов, тем проще увидеть все недостатки выбранного.
Представьте, что вам нужны ботинки к новому сезону. Вы зашли в магазин, и на полке стоит одна модель. Вы их покупаете, но ботинки плохие, и вы, конечно недовольны. Но вы же не сожалеете и не упрекаете себя, ну вот рынок такой. Такой мир. Что же поделать?
Но когда доступны сотни моделей, а вы выбираете те, которые впоследствии вам не нравятся, очевидно, что виной тому ваш выбор. Ошибке нет оправдания! Могли бы выбрать и получше. Так, когда люди принимают решения в условиях огромного разнообразия выбора, они чувствуют себя разочарованными и винят в этом себя, даже если результаты решения в целом хороши.
Компромисс
Пример с ботинками хорошо объясняет парадокс выбора, но сегодня куда актуальнее потребление информации, а не товаров. Ценность образовательных продуктов мало кто ставит под сомнение, ведь это настоящая инвестиция в себя и свое будущее.
Однако, чем более распространенными и доступными становятся методы самообразования, тем больший потенциал нам придется оставить неиспользованным. Чем выше ценность того, что вы выбираете, тем выше и альтернативные издержки.
Пока мы думаем, что сможем получить все, растут наши шансы остаться ни с чем. Мы сможем достичь намного большего, если сосредоточим свое время и внимание на том, что ценим больше всего.
Когда вы будете делать очередной выбор, вспомните о компромиссах и задайте себе вопрос: на что я готов(а) потратить свои время и внимание? Когда выбор будет сделан, не оглядывайтесь назад в поисках подтверждения своей правоты. И позвольте себе отпустить упущенные возможности, ведь это был неизбежный компромисс.
Эту статью отлично дополняют:
Главная причина рассеянного ума
Информационная многозадачность