Обращаюсь к вам, любителям различных курсов, марафонов и прочих образовательных историй. По своей практике и опыту знаю, что большинство – в лучшем случае 50% участников – так и не завершают свои обучающие программы. Причины могут быть как личные и объективные, так и вполне себе общечеловеческие и биологические. О них, биологических, и пойдет сегодня речь. Максимально кратко, емко и только по существу.
«Антиспам фильтр» на страже долговременнной памяти
Помимо того, что наш мозг предельно ленив и работает в режиме энергосбережения, он имеет и встроенный «антиспам фильтр», когда речь идет о долговременной памяти. И когда я пишу «антиспам» — это не про новую песенку из рекламного ролика: тут все в порядке, запечатлится намертво. А вот с действительно сложным и полезным контентом сложнее. Накидать умного контента в оперативку можно, но сделать это вашим, то есть загнать в долговременную память – ой как не просто. Одной силы воли здесь недостаточно, мозг будет сопротивляться и эффект от такого насилия весьма сомнительный.
Однако не все так печально, есть несколько окон возможностей, которые помогут вам биологически подготовиться к следующему сложному, умному и полезному для вас курсу, чтобы эти важные знания не прошли мимо.
Биологические условия для обучения
Кнут и/или пряник
Самое важное условие обучения, и это выделил еще Иван Петрович Павлов – значимость подкрепления. Тот эмоциональный фон, на котором проходит формирование ассоциаций во время обучения – он должен быть значим для вас.
И тут у вас есть два варианта:
- вы учитесь и достигаете чего-то биологически важного и приятного для вас (награда!) на фоне положительных эмоций.
- или же, наоборот, обучаетесь, избегая неприятностей и связанных с ними негативных эмоций, и тут уже положительные эмоции возникают вопреки.
В одном случае достиг – молодец, в другом – избежал и хорошо! Получить пятерку, сертификат по окончанию, подарок за успешное прохождение, новую должность – очень хорошо. Но избежать двойки, отчисления или увольнения – еще лучше, ведь биологически важнее сначала «выжить», а потом уже все остальные плюшки.
Если использовать второй вариант, то сложно говорить о некоем удовлетворении и уж тем более счастье в итоге, хотя результат и будет 100%. Поэтому в нашем, уже взрослом случае, гуманнее обозначить для себя биологически важную награду и устремиться к ней. Для тех, кто еще думает, что сама сложная и умная информация – это и есть та самая биологическая награда, то спешу вас разочаровать. Чуть глубже есть более значимая биологическая причина – например, беспощадно задоминировать всех в своем блоге. Просто, скорее всего, вы пока не хотите признать это открыто.
Практика и сила нейропластичности
Второе важное условие: «повторение мать учения». Нейропластичность. То, что мы практикуем, становится сильнее. Если действительно хотите, чтобы сложная, полученная за награду информация стала вашей, то есть укрепилась в долговременной памяти – необходимо ее повторять или практиковать. Например, если вы учитесь быть спикером, то мало просто пройти курсы ораторского мастерства, необходимо часто выступать публично.
Решительное «нет» отвлечениям
Еще одно правило, банальное и понятное в теории – это отсутствие сильных отвлекающих факторов, которые перетягивают ваше уязвимое внимание на себя. Мозгу нужно помочь сосредоточиться на задаче, убрав лишние отвлечения. В процессе освоения чего-то сложного, нового, не всегда «вкусного», но действительно важного для вас, это условие игнорировать нельзя. Особенно нам, обладателем смартфонов, где каждый «пуш» будет всегда важнее (эмоционально заряженнее) для мозга, чем следующая глава книги по физиологии ЦНС. Хотите потягаться со смартфоном «кто кого»? Пересмотрите Ералаш про «Силу воли и сникерс», там все прозрачно.
Подходящее состояние тела и ума
Ну и наконец, какое же качественное обучение без подходящего состояния тела и психики? Лучше всего учиться выспавшимся, не слишком голодным, но и не наевшись от пуза и в добром здравии. В остальных случаях вы просто сильно усложняете (или вовсе блокируете) формирование долговременной памяти.
Процесс обучения биологически детерминирован, поэтому на голом хайпе освоить полезные и сложные вещи задачка со звездочкой. Поэтому чем лучше вы понимаете природу явления, тем проще вам этой природой управлять. Обучение – не исключение.
Эту статью отлично дополняют:
Медийная многозадачность: мифы и влияние
Главная причина рассеянного ума
Уникальные заметки автора проекта, дискуссии в комфортной атмосфере и анонсы мероприятий — на страничке @artofbalance.ru в Инстаграм. Присоединяйтесь!