Если мы считаем себя «платониками», то для нас, безусловно, должна быть важна истина как таковая, сама по себе. Объективная первопричина, которая не зависит, скажем, от нашего мировосприятия и отношения к ней. Такое глубинное понимание природы вещей и явлений.
Но есть наша действительность, далекая от идеала и идеализма, где большинство процессов, происходящих вокруг нас, очень субъективно. Значение тех или иных событий для разных людей будет разным, потому что есть множество внешних и внутренних факторов и всегда есть контекст.
Что такое «контекст»?
Сейчас и далее я попробую отразить свои мысли в контексте Терапии принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy, а сокращенно – ACT).
Для начала пару слов о контексте. Этот термин используется для обозначения переменчивого потока событий, которые происходят как вовне, так и внутри нас. Контекст оказывает функциональное влияние на наше поведение. Поэтому в ACT поведение рассматривается в контексте.
Нам не важно, звучит ли на самом деле музыка, если мы ее не слышим, даже если датчики на приборах подтверждают, что музыка звучит. Такой «неслышимый» стимул (звук) никак не влияет на нас, поэтому нам не интересен. Физиков спешу предупредить о том, что про ультра и прочие неслышимые человеческому уху звуки я знаю. Речь не о том.
От чего зависит истина?
Переходим к истине. В ACT работает то, что истинно и истина всегда субъективна. Ваша истина не обязательно будет таковой для меня, если у нас разные цели. В этом месте, как мне кажется, мы и расходимся с «платониками».
Парфюмер создал духи и вложил в них определенный смысл и описал их звучание в соответствии со своим замыслом. Но приходят несколько человек и слышат этот аромат по-разному, и на каждом он звучит по-своему. Так можно ли говорить о некой общей истине, если один слышит фиалки, а дугой навоз? Будет ли ходить в фиалках тот, кто слышит на себе навоз? Упорно ходить и, простите, вонять, задыхаться, но во имя замысла (истины) парфюмера и комплиментарных отзывов тех, кому аромат подошел, «колоться, но продолжать есть кактус». А цель человека при этом – просто приятно пахнуть. Так же и про спорт, питание, выбор специалиста и другое.
И здесь очень важно развить у себя когнитивную гибкость, которая основана на том, что в реальности работает конкретно для вас, помогает достигать ваших целей.
Есть прекрасная фраза: «Правда у всех своя, но истина одна для всех». Часто эта фраза сопровождается иллюстрациями. Я добавлю одну такую далее.
А теперь давайте рассмотрим еще один пример.
Мы хотим найти в незнакомом городе здание музея. Адреса не знаем, но примерно знаем микрорайон. Чужая страна, языка тоже не знаем. На руках у нас есть 2 картинки. Одна – с красивой и четкой фотографией фасада этого здания, а вторая – с выверенным инженерами-проектировщиками поэтажным планом с точным указание расположения всех шедевров. Какой из них мы будем использовать для поиска здания? Какой мы будем показывать прохожим для этого?
Мы таки нашли музей. Но пока искали, прошло много времени и мы решили пройтись только по избранным шедеврам. Вводные те же. Какую картинку будем использовать?
И теперь вопрос – какой из этих рисунков более «истинный»? Или «истина» зависит от наших целей в данный момент и от контекста?
Чем может нам повредить идеализм?
Мы привыкли воспринимать истину как «платоники», и это устремление к поиску первопричины всего может много положительного сказать о нашем внутреннем мире. Ведь где-то рядом с истиной всегда стоит справедливость. Но такая идеализированная парадигма может сыграть с нами злую шутку. Какую?
У каждого из нас, кроме общечеловеческих (тех, к которым Человеку было бы не зазорно идти в течение жизни), есть и свои локальные ценности. И эти ценности могут порождать ближайшие и долгосрочные цели. В жизни, культивируя в себе все самое хорошее и устремляясь пусть даже к поиску самых что ни на есть глубинных истин, мы вынуждены пройти свой уникальный путь.
И на этом, вообще нелинейном и нешаблонном пути, контексты и цели могут меняться чаще, чем успеешь это осознать. И ценности, кстати, пусть даже не уходить и приходить, но меняться местами на своей шкале иерархии значимости конкретно для вас также могут. Например, с рождением ребенка или наоборот с трагическими событиями. Поэтому контекст был, есть и будет для каждого свой. Поэтому когнитивная гибкость жизненно необходима каждому из нас. И сколько бы мы не восхищались Сократом или Сиддхартхой, примерять их жизненный путь или идеи на себя вот так вот в лоб, страдая от своего излишнего материализма, вряд ли сподобит нас сбросить сандалии и пуститься в путь.
Кесарю кесарево, Сократу сократово, а нам нужно культивировать человеческое в контексте своей уникальной жизни.
Можно ли при этом устремляться к поиску и познанию глубинной истины? Можно! Тогда это будет моя цель! Должен ли быть конкретно у меня этот путь, как у того дяденьки без сандалий? Нет. У меня он будет свой, в контексте моей уникальной жизни.
Медитация и контекст
Все, что написано выше можно применить к своей медитативной практике. Ведь сколько разочарований и «бросаний» было тогда, когда люди не смогли или по разным причинам не захотели оставить практику в своей жизни после ретритов, обучений или одноразово вдохновившись кем-то. Когда нет времени, не для меня, у меня не работает, я еще не достаточно готов(а) для этого и т.д. И здесь, безусловно, нам будет нужна наша гибкость в отношении понимания практики и того, чем практика может быть полезна именно мне и как она будет меняться с изменениями в моей уникальной жизни. В контексте.
И если ваша цель сделать практику инструментом своей ментальной гигиены, развития или как у меня, например, рабочим инструментом в психологическом консультировании, то истинно верная медитация будет та, которая полезна именно для меня или моего клиента. И этому можно научиться. И это работает.
Вам могут быть интересны и эти статьи:
Знания в экзокортексе: истинные или мнимые? Разбираемся с Сократом
Как Эго мешает вашей практике осознанности?