Баланс в мегаполисе

Чему учить детей в 21 веке?

Забудьте о программировании, лучший навык, которому вы можете научить своих детей – это переосмысление. В статье на wired.co.uk историк и футуролог Юваль Ной Харари, автор нашумевших книг «Sapiens: Краткая история человечества» и «Хомо Деус: Краткая история завтрашнего дня» раскрывает, что готовит 2050 год для человечества.

Изменение – единственная константа

Человечество переживает цифровую революцию, все наши старые истории рушатся, а новой до сих пор не появилось. Как мы можем подготовить себя и своих детей к миру беспрецедентных преобразований и наивысшей степени неопределенности? Родившемуся сегодня ребенку в 2050 году будет около тридцати лет. Если все пойдет хорошо, этот человек все еще будет жить где-то в 2100 году, и будет активным жителем 22-го века. Чему же сегодня мы должны научить этого ребенка, чтобы помочь ему выжить и процветать в мире 2050 года или 22 века? Какие навыки ему понадобятся, чтобы устроиться на работу, понять, что происходит вокруг и ориентироваться в лабиринте жизни?

Чему учить детей в 21 веке

К сожалению, сейчас никто не знает, как будет выглядеть мир в 2050 году, не говоря уже о 2100. Конечно, люди никогда не были в состоянии предсказать будущее с точностью. Но сегодня это сложнее, чем когда–либо прежде. Ведь с того момента, как технологии позволят нам проектировать тела, мозги и умы, мы больше не сможем быть уверены даже в тех вещах, которые раньше казались неизменными и вечными.

Тысячу лет назад люди тоже многого не знали о будущем, но они были твердо уверены, что основные характеристики человеческого общества не изменятся. Если бы вы жили в Китае в 1018 году, вы могли только предполагать, что к 1050 году империя Сун может рухнуть, а эпидемии могут убить миллионы. При этом всем было очевидно, что даже в 1050 году большинство будет по-прежнему работать в поле, правители так же будут опираться на людей, выстраивать армии и бюрократию, мужчины все еще будут доминировать над женщинами, продолжительность жизни останется около 40 лет, а человеческое тело не изменится. Поэтому в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей сажать рис или изготавливать шелк, а более состоятельные родители учили своих мальчиков читать классику конфуцианства, каллиграфии или боевым искусствам, а девочек – быть скромными и послушными домохозяйками. Не было никаких сомнений, что эти навыки потребуются их детям в 1050.

В отличие от тысячелетнего прошлого, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, как будут функционировать армии или бюрократия, и какими будут гендерные отношения. Вероятно, люди будут жить намного дольше, а само человеческое тело может пережить беспрецедентную революцию благодаря биоинженерии и прямым интерфейсам «мозг–компьютер». Многое из того, что дети узнают сегодня, станет неактуальным к 2050 году.

Сейчас большинство школ строит обучение на заучивании информации. Да, в прошлом это имело смысл, ведь информации было мало, и даже медленный поток существующей информации блокировался цензурой. Если бы вы жили, к примеру, в маленьком провинциальном городке в Мексике в 1800 году, вам было бы трудно знать много о мире в целом. Не было ни радио, ни телевидения, ни газет, ни публичных библиотек. Даже если вы были грамотны и имели доступ к частной библиотеке, то кроме романов и религиозных трактатов читать вам все равно было особо нечего. Испанская империя подвергала жесткой цензуре все отпечатанные здесь тексты, и пропускала минимум проверенных ввозимых извне публикаций. То же самое происходило в провинциальных городах России, Индии, Турции или Китая. Появление современных школ, обучающих каждого ребенка чтению и письму, географическим и историческим фактам, стало грандиозным прогрессом.

Чему учить детей в 21 веке

В 21 веке нас захлестнул огромный поток информации, которую цензоры даже не пытаются блокировать. Вместо этого они распространяют дезинформацию и отвлекают нас бесполезными сведениями. Если вы живете в провинциальном городе и у вас есть смартфон, вы можете узнать об особенностях и достижениях разных эпох из Википедии, выступлений TED и бесплатных онлайн-курсов. Ни одно правительство уже не может скрыть от вас неугодную информацию полностью. С другой стороны, стало пугающе легко наводнить информационное пространство противоречивыми сообщениями и отвлекающими маневрами. Люди во всем мире находятся всего в одном клике от последних сообщений о бомбардировке Алеппо или таянии ледяных шапок в Арктике, но вокруг так много противоречивых сообщений, что трудно понять, чему же верить. Кроме того, всего в одном клике находится бесчисленное множество развлекательного контента. И так трудно фокусироваться на сложной политической или научной информации, и не отвлечься на забавные видосики с котятами, сплетни о звездах или порно.

В таком мире последнее, что учитель должен давать ученикам – это еще больше информации. Вместо этого людям нужна способность осмыслять информацию, отличать важное от неважного, и, главное, объединять многие разрозненные информационные фрагменты в общую картину мира.

В действительности, это и был идеал западного либерального образования на протяжении веков, но многие школы не исполняли предписанного. Из-за боязни авторитаризма либеральные школы испытывали особый ужас перед великими историческими повествованиями. Учителя предполагали, что до тех пор, пока студенты получают много информации и мало свободы, они будут создавать свою собственную картину мира. И даже если это поколение не сможет объединить все данные в последовательную и значимую картину мира, будет достаточно времени, чтобы изменить ситуацию в будущем.

Теперь у нас мало времени. Решения, которые мы примем в ближайшие десятилетия, будут определять будущее самой жизни, и мы можем принимать эти решения, основываясь только на нашем нынешнем мировоззрении. Если этому поколению не хватает всеобъемлющего взгляда на мир, будущее будет определяться случайным образом.

Помимо информации, большинство школ сосредотачивается на обучении набору заранее определенных скиллов, таких как решение дифференциальных уравнений, написание компьютерного кода на C++ или китайскому языку. Но поскольку мы понятия не имеем, как будет выглядеть мир и рынок труда в 2050 году, мы не знаем, какие именно навыки понадобятся людям. Мы можем приложить много усилий, обучая детей, как писать на C++ или как говорить по-китайски, но  к 2050 году обнаружим, что  искусственный интеллект программирует лучше людей, а приложение переводчика Google позволяет вести разговор на безупречном Мандарине без знания языка.

Чему учить детей в 21 веке

Универсальные жизненные навыки

Так чему же мы должны учить детей? Многие педагогические эксперты утверждают, что школы должны перейти к преподаванию 4  «мягких» навыков (soft skills):

  • критическое мышление
  • коммуникация
  • сотрудничество
  • творчество.

В более широком плане школы должны сдвинуть основной акцент в обучении от технических навыков в сторону универсальных жизненных навыков. Самым важным из которых будет умение справляться с переменами, узнавать новое и сохранять душевное равновесие в незнакомых ситуациях. Для того, чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно будет не просто изобретать новые идеи и продукты – вам прежде всего нужно будет открывать себя снова и снова.

По мере роста изменений, скорее всего, видоизменится не только экономика, но и само значение понятия «быть человеком». В 1848 году в Коммунистическом манифесте было заявлено, что «все твердое тает в воздухе». Маркс и Энгельс думали в основном о социальных и экономических структурах. К 2048 году физические и когнитивные структуры также расплавятся в воздухе, или в облаке битов данных.

В 1848 году миллионы людей теряли работу на деревенских фермах и отправлялись в большие города для работы на заводах. Но, добравшись до большого города, они вряд ли могли изменить свой пол или приобрести шестое чувство. И если они находили работу на какой-нибудь фабрике, они могли рассчитывать остаться в этой профессии до конца своей трудовой жизни.

Сценарий жизненных изменений середины XXI века

К 2048 году людям, возможно, придется справляться с миграциями в киберпространство, с изменчивой гендерной идентичностью и с новыми сенсорными переживаниями. К примеру, если они найдут и работу, и смысл в разработке сиюминутных модных образов для 3D-игр виртуальной реальности, в течение десятилетия не только эта конкретная профессия, но и все рабочие места, требующие такого уровня художественного творчества, могут быть захвачены искусственным интеллектом.

Например, в 25 лет вы представляетесь на сайте знакомств как «двадцатипятилетняя гетеросексуальная женщина, которая живет в Лондоне и работает в магазине моды». А в 35 лет вы говорите, что вы «гендерно-неспецифичный человек, проходящий возрастную корректировку, ваша неокортикальная деятельность происходит главным образом в виртуальном мире NewCosmos, а жизненная миссия состоит в том, чтобы идти туда, где раньше не было модного дизайнера». В 45 лет и свидания, и самоидентификация уже в прошлом. Вы просто ждете алгоритм, чтобы найти (или создать) идеального для вас партнера. Что касается значимости для вас искусства дизайна одежды, то вы настолько бесповоротно превзойдены алгоритмами, что, глядя на свои достижения за предыдущее десятилетие, вы скорее смущаетесь, чем гордитесь. Да, и в 45 лет у вас впереди еще много десятилетий радикальных перемен.

Чему учить детей в 21 веке

Пожалуйста, не воспринимайте этот сценарий буквально. Никто не может предсказать конкретные изменения, свидетелями которых мы станем. Любой предполагаемый сегодня сценарий, скорее всего, будет далек от истины. Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это звучит как научная фантастика, то  вероятно, это – ложь. Но если кто-то описывает вам мир середины 21 века, и это не звучит как научная фантастика – это точно ложь. Мы не можем быть уверены в конкретике, но изменения сами по себе являются единственной определенностью.

Смена традиционной модели

Такие глубинные изменения вполне могут изменить основную структуру жизни и разорвать ее непрерывность. С незапамятных времен жизнь делилась на две взаимодополняющие части: период обучения и период работы. В первой части жизни вы накапливали информацию, развивали навыки, строили мировоззрение, выстраивали устойчивую личность. Даже если в 15 лет вы проводили большую часть своего дня, работая на рисовом поле семьи (а не ходили в школу), самое важное, что вы делали, это учились: как выращивать рис, как вести переговоры с жадными торговцами рисом из большого города и как разрешать конфликты из-за земли и воды с другими жителями деревни. Во второй половине жизни вы полагались на свои накопленные навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь и вносить свой вклад в общество. Конечно, даже в 50 лет вы продолжали узнавать что-то новое о рисе, о торговцах и о конфликтах, но это были лишь небольшие хитрости для хорошо отточенных навыков.

К середине 21-го века ускорение изменений и увеличение продолжительности жизни сделают эту традиционную модель устаревшей. Жизнь будет трещать по швам, и будет все меньше и меньше непрерывности между различными периодами жизни. «Кто я?» станет более актуальным и сложным вопросом, чем когда-либо прежде.

Стресс в глубокой неопределенности

Все это вызовет у нас огромный уровень стресса. Перемены – это почти всегда стресс, и после определенного возраста большинство людей просто не любят перемен. Когда тебе 15, вся твоя жизнь меняется. Тело растет, ум развивается, а отношения приобретают глубину. Все в движении, и все новое. Вы заняты созданием себя. Большинство подростков это пугает и в то же время захватывает. Перед вами открываются новые перспективы, и вам предстоит покорить целый мир. Когда вам 50, вы не хотите меняться, и большинство людей отказались от покорения мира. Был там, сделал это, получил футболку. Ты предпочитаешь стабильность. Вы вложили так много в свои навыки, карьеру, личность и мировоззрение, что не хотите начинать все сначала. Чем больше вы работали над созданием чего-то, тем труднее отпустить это и освободить пространство для чего-то нового.

У этих процессов есть и неврологические причины. Хотя взрослый мозг более гибкий и изменчивый, чем когда-то думали (нейропластичность), но он куда менее податлив, чем подростковый мозг. Изменение старых крепких нейронных связей  на новые – чертовски тяжелая работа. Но в 21 веке едва ли можно позволить себе стабильность. Если вы попытаетесь удержать какую-то стабильную идентичность, работу или мировоззрение, вы рискуете остаться позади, когда мир пролетит мимо вас с свистом. Учитывая, что продолжительность жизни, вероятно, увеличится, вам, возможно, впоследствии придется провести много десятилетий в качестве невежественного ископаемого. Чтобы оставаться актуальным — не только экономически, но прежде всего социально – вам понадобится способность постоянно учиться и изобретать себя в таком молодом возрасте, как 50.

Чему учить детей в 21 веке

Ментальная гибкость для выживания

По мере того, как странность становится новой нормой, ваш прошлый опыт, как и прошлый опыт всего человечества, станет менее надежным проводником. Людям, как индивидуумам, так и человечеству в целом, все чаще придется иметь дело с вещами, с которыми никто никогда раньше не сталкивался.  Например, сверхразумные машины, спроектированные тела, алгоритмы, которые могут манипулировать вашими эмоциями с невероятной точностью, быстрые антропогенные климатические катаклизмы и необходимость менять свою профессию каждое десятилетие. Что правильно делать, когда сталкиваешься с совершенно беспрецедентной ситуацией? Как вы должны действовать, когда вас захлестывает огромное количество информации, и нет абсолютно никакого способа ее усвоить и проанализировать? Как жить в мире, где глубокая неопределенность – не ошибка, а особенность?

Чтобы выжить и процветать в таком мире, вам понадобится большая умственная гибкость и большие резервы эмоционального равновесия. Вам придется неоднократно отпускать часть того, что вы знаете лучше всего, и чувствовать себя комфортно в неизвестности.

К сожалению, научить детей принимать неизвестное и сохранять душевное равновесие гораздо сложнее, чем научить их уравнению в физике или причинам Первой мировой войны. Вы не можете научиться сопротивляемости, читая книгу или слушая лекцию. Сами учителя, как правило, не обладают той умственной гибкостью, которая требуется 21 веку, поскольку они сами являются продуктом старой системы образования.

Чему учить детей в 21 веке

Промышленная революция завещала нам производственную теорию образования. В центре города находится большое бетонное здание, разделенное на множество одинаковых комнат, каждая комната с рядами парт и стульев. При звуке колокола Вы идете в одну из этих комнат вместе с 30 другими детьми, которые родились в том же году, что и вы. Каждый час приходит какой-нибудь взрослый и начинает говорить. За все это им платит правительство. Один из них рассказывает вам о форме Земли, другой – о человеческом прошлом, а третий – о человеческом теле. Над этой моделью легко посмеяться, и почти все согласны, что какими бы ни были ее прошлые достижения, сейчас она несостоятельна. Просто пока мы не создали жизнеспособную альтернативу.

Эпоха взлома людей

Поэтому лучший совет, который я мог бы дать 15-летнему ребенку, застрявшему в устаревшей школе где-то в глубинке: не слишком то полагайтесь на взрослых!

Большинство из них хотят добра, но они просто не понимают современный мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Но 21 век будет другим. Из-за растущего темпа изменений вы никогда не сможете быть уверены, является ли то, что говорят вам взрослые, вневременной мудростью или устаревшими предрассудками.

Темная сторона технологий и искусственного интеллекта

Так на что же вы можете положиться? Технологии? Это еще более рискованная авантюра. Технология может вам во многом помочь, но если она получит слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее целей. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, поработив при этом большинство людей. Большинство людей работали от восхода до заката, выщипывая сорняки, неся ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с вами.

Технологии – это неплохо. Если вы знаете, чего хотите в жизни, технологии могут помочь вам в этом. В противном случае технологии будут слишком легко формировать ваши цели и контролировать вашу жизнь. По мере того, как технологии станут лучше понимать желания и мотивы людей, скорее вы станете служить им, чем они вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с лицами, приклеенными к смартфонам? Как вы думаете, это они контролируют технологии, или технологии контролируют их?

Чему учить детей в 21 веке

Маркетинговая манипуляция корпораций

В таком случае может стоит полагаться на себя? Звучит здорово на Улице Сезам или в старинном диснеевском фильме, но в реальной жизни работает не так хорошо. Даже Дисней начинает это понимать. Как и Райли из «Головоломки» (анимационный фильм), большинство людей едва ли знают себя, и когда они пытаются «слушать себя», они легко становятся жертвами внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не был надежным, потому что он всегда отражал государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических «багах».

По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения будет легче манипулировать глубочайшими эмоциями и желаниями людей, и просто следовать своему сердцу станет опаснее, чем когда-либо. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать на кнопки вашего мозга, сможете ли вы по-прежнему отличать себя от их экспертов по маркетингу?

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать над тем, чтобы лучше узнать свою операционную систему. Узнать, кто ты и чего хочешь от жизни. На протяжении тысячелетий философы и пророки призывали людей познать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21-м веке, потому что в отличие от времен Лао-Цзы и Сократа, теперь у вас есть серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство спешат взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, и не ваш банковский счет – они в гонке, чтобы взломать вас, и вашу органическую операционную систему. Вы, наверное, слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это лишь половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Матрица

Алгоритмы следят за вами прямо сейчас. Они смотрят, куда вы идете, что покупаете, с кем встречаетесь. Скоро они будут контролировать все ваши шаги, дыхание, сердцебиение. С помощью больших данных и машинного обучения они узнают вас все лучше и лучше.

И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы знаете себя сами, они смогут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете ничего с этим поделать. Вы будете жить в матрице, или в «Шоу Трумана». Если алгоритмы действительно будут лучше вас понимать то, что с вами происходит, то власть над вами перейдет к ним.

Чему учить детей в 21 веке

Конечно, вы можете быть совершенно счастливы, уступив все полномочия алгоритмам и доверив им решать все за вас. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы обо всем позаботятся.

Однако, если вы хотите сохранить контроль над своим настоящим и будущим, вы должны бежать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, для того, чтобы узнать себя раньше них. Чтобы быстро бежать, не берите с собой много багажа. Оставьте все свои иллюзии. Они слишком тяжелые.


Эту статью отлично дополняют:

Навыки человека будущего

Зачем нужен Учитель и почему его нужно вовремя «убить»

Зачем медитирует Юваль Харари? Природа инсайтов о мифах Sapiens

Датаизм

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».