Баланс в мегаполисе

Культурный контекст. Медитация в СМИ

Не секрет, что печатные СМИ (медленно сдающие свои позиции или перетекающие в интернет), с одной стороны формируют общественное мнение, а с другой — отражают запрос общества и текущую ситуацию. Чем лучше им удается понять современника, его потребности, желания и мечты, тем больше шансов аккуратно дать читателю то, «что ему нужно». Мы можем для наглядности даже представить СМИ как живой, резонирующий и дышащий вместе с читателем организм. Если вы захотите понять культурный контекст какого-то явления в конкретном историческом отрезке, вы можете заглянуть в СМИ.

А что, если бы мы захотели узнать, под каким «соусом» СМИ в последние десятилетия преподносили медитацию?

Медитация в СМИ

Нам повезло! Профессор Технологического Института Университета Онтарио (Канада), доктор философии Шэрон Лауричелла не поленилась и сделала это за нас. Она проанализировала 764 статьи, вышедшие в топовых мировых печатных СМИ на английском языке за 35-летний период (1979–2014 гг.)

Шэрон Лауричелла

И вот, что она обнаружила.

Интерес

Число статей о медитации неуклонно росло год от года. Только представьте себе: от одной! статьи в 1979 году до 91 в 2014. Мы видим колоссальный рост интереса к созерцательным практикам.

География публикаций

Большинство статей было из Северной Америки (США и Канада, 48%), затем следуют Австралия / Новая Зеландия (20%), Азия (Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Непал, Китай, Малайзия и Сингапур (15%), Великобритания, Ирландия и Франция (14%), Южная Африка (2%) и Ближний Восток / Северная Африка (Израиль, Иран, Египет, 1%).

Контекст

87% статей носили светский тон, а 13% были религиозными.

Содержание

Почти половина статей (365 из 764) освещала преимущества медитации для физического здоровья. Но куда чаще – в 88%  статей (674 из 764) – говорилось о преимуществах для эмоционального благополучия (улучшение рабочих отношений и семейной жизни, бОльшая эмпатия и сострадание, больше спокойствия и снижение стресса).

23%  статей (172 из 764) развеивали мифы о медитации – это, мол, не для хиппи из Нью Эйдж, не для богемы и не только для буддийский монахов. СМИ дали понять, что медитация подходит как для обычных людей различных конфессий, так и для профессионалов во всех областях и уже не является чем-то специфичным.

В 12% статей (93)  был призыв выйти из зоны личной практики и присоединится к группе, найти инструктора, ходить в класс или поехать с единомышленниками в ретрит на выходные для интенсивной практики в комьюнити. Присоединитесь к другим, говорили газеты. Нахождение в сообществе единомышленников  (в буддийской  традиции — «сангха») поддержит вашу практику.

В 9 % (69) статьях были конкретные инструкции для новичков. А это распространяет практические знания о медитации и делает их доступными для большого числа людей.

Тон

Из 764 статей все, кроме шести, говорили о медитации положительно. Но в этих шести были свои нюансы, например, критиковались недостоверные сведения о положительных эффектах медитации (когда данные исследований трактуются слишком уж вольно).

Выводы

Какие же выводы сделали исследователи?

Статьи, описывающие преимущества медитации для физического и эмоционального здоровья, указывают, прежде всего, на широту и глубину проблем со здоровьем у людей в современной культуре. Во-вторых, на запрос людей, как же все-таки свои проблемы решить альтернативными способами.

В СМИ медитация часто представляется как «ментальная гигиена». «Называйте это проветриванием мозга…», «К 2050 году упражнения для ума будут такими же важными, как и физические упражнения», «Как очищение загроможденного шкафа, медитация может оказать очищающее воздействие на мозг», «Забота о наших умах должна быть такой же естественной, как чистка зубов».

Теория о «ментальной гигиене», предложенная СМИ, говорит о глобальном социокультурном сдвиге, в котором медитативные техники становятся все более известными, их практикуют все больше людей и это поощряется обществом.

Классические медиа* раз за разом развеивали ограничивающие мифы о медитации и освещали ее в положительном свете. Все это гововорит нам о том, что в обществе постепенно происходит принятие медитации.

*Исследователи не анализировали СМИ в интернет-пространстве (эта задачка людям по зубам, подождем роботов-исследователей). Они также не брали во внимание тематические издания и СМИ, аффилированные с индустрией йоги, майндфулнесс, велнесс и ЗОЖ.


Эту статью отлично дополняют:

4 опоры здорового ума

Как настоящий момент делает нас счастливее?

Система внимания мозга

Зачем инженерам медитация?

Татьяна Сениченкова

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки «Каждый момент у нас есть выбор, каждый выбор окажет влияние. Лови момент, делай выбор!»