Баланс в мегаполисе

Выбор техники медитации. Почему майндфулнесс?

Сейчас я запускаю образовательный проект в одном из йога центров Санкт-Петербурга. По работе регулярно общаюсь с преподавателями йоги – представителями различных направлений и школ. Скажу сразу, что не собираюсь раскрывать инсайды и внутреннюю кухню йога–сообщества. Я поделюсь с вами моментами «моей жизни в мире йогов и йогинь», которые только укрепили мою уверенность в выборе практик майндфулнесс с их научным подходом в качестве базовой техники медитации.

Йоги разные нужны, йоги разные важны

В йоге есть такое популярное направление, как Кундалини–йога. Она стоит несколько в стороне от других направлений йоги и, если быть до конца откровенным, нещадно критикуется остальным йога–сообществом.

Кундалини-йога предназначена для поднятия энергии кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр.

Кундалини-йога. Какой йогой заняться.

Мое первое знакомство с медитацией Кундалини состоялось еще в 2014 году в Убуде –духовном центре острова Бали. Это произошло задолго до того, как я открыл для себя научный подход к медитации. С тех пор и по сегодняшний день я посетил несколько классов кундалини-йоги, в том числе медитации, хотя с первого знакомства с ней понял: это не мое.

Могу с уверенностью сказать, что сама медитация или дыхательные практики в Кундалини – это не что-то уникальное, все это используется в других школах (и не только йогических), просто называется по-другому. Вовсе не этот факт стал причиной закрыть для себя вопрос с этой школой. Все дело в подходе и трактовке практики. Виной тому причинно-следственные связи, которые предлагают инструкторы Кундалини. А также  глубокая приверженность и следование одному учителю, беспрекословное соблюдение его «правил игры».

Какой тут научный подход, если ты изначально должен отвергнуть все сомнения и здоровый скептицизм относительно школы и учителя? Мне это не подошло. В своей статье «Зачем нужен учитель и почему так важно его вовремя убить» я описывал свой подход к значению учителя в жизни ученика. До сих пор я придерживаюсь этой точки зрения: найди хорошего учителя, вытащи из него все, переработай, оставь лучшее и иди дальше.

Я ни в коем случае не критикую тех, в чьей парадигме деньги и успех приносит Богиня Лакшми, и поэтому нужно своевременно делать ей подношения и правильно читать нужные мантры. Вера порой творит чудеса, однако я — приверженец других причинно-следственных связей.

Богиня Лакшми
Богиня Лакшми

Научный подход к медитации

На сегодняшний день я остановил свой выбор на практике под названием «майндфулнесс», которое многим сложно произнести и запомнить.  Там есть место сомнениям, собственному опыту, самостоятельной практике, научному подходу и … лично мне. И что самое главное, я уже сейчас вижу, что работает лично для меня, а что – нет или пока нет. Ведь медитация — это инструмент, который может качественно улучшить нашу жизнь, если научиться им правильно пользоваться. Вовсе не обязательно жить от ретрита до ретрита и ощущать полноту жизни, ясность и внутренний мир в короткие периоды интенсивной практики в особых условиях, которые так не похожи на полную соблазнов, преград и неожиданностей повседневную жизнь. Мы можем получать преимущества от практики медитации каждый день, удобно встроив ее в свой распорядок. Стать внимательнее во время работы, креативнее во время творчества, дружественнее по отношению к себе и другим. Мы можем видеть перспективу и следовать истинным долгосрочным целям, разумно отказываться от минутных слабостей и импульсов, которые мешают на намеченном пути. Мы можем жить полнее, ментально и физически. Мы начинаем больше присутствовать в своих жизнях, наполняем их своим вниманием,  учимся выходить из режима автопилота. Мы можем выстроить жизнь с бОльшим смыслом.

Джон Кабат-Зинн

Вернусь к тому, с чего начал. В каждой школе, без сомнений, есть что-то полезное и притягивающее, а учителя могут стать для вас безусловными авторитетами.  Я предлагаю честно ответить себе на важный вопрос. Должен ли я ломать себя под стандарты школы или все-таки методики школы должны меня раскрывать с учетом особенностей моего организма, помогать мне и давать толчок к развитию вне зависимости от того, нахожусь ли я сейчас в «месте силы с любимым учителем» или же просто делаю свою повседневную рутину?

Итоги

Подводя итог, признаюсь, что и в практике Кундалини есть много интересных плюшек. К примеру, именно там я открыл для себя гонг, под звуки которого действительной приятно помедитировать для разнообразия. Поймите меня правильно, я с уважением отношусь к приверженцам этой методики. Каждый волен выбирать свой путь.

Я взял это как один пример из личного опыта, просто чтобы с его помощью донести одну простую мысль. Не нужно судить по такому глобальному понятию как «медитация» только лишь по одному неудачному или не подходящему лично вам опыту. Копайте дальше, думайте, сомневайтесь и вы найдете  в многообразии подходов свой. В этом, отчасти, и заключается научный подход к медитации.
Решать Вам.


Если вам понравилась эта статья, познакомьтесь с другими статьями автора:

Зачем нужен учитель и почему так важно его вовремя «убить»

Истоки осознанности

Что точно значит термин «майндфулнесс»?

Эта ужасная наука

Вредные советы

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».