Баланс в мегаполисе

Зачем инженерам медитация?

Работа современного инженера требует творчества и инновационного подхода к решению сложных, междисциплинарных задач. Но таким навыкам не обучают в современных институтах и академиях, спасибо стандартам. Из-за этого инженеры выходят на рынок труда с важными аналитическими и техническими навыками, но с трудом находят нестандартный подход, когда дело доходит до творческого решения проблемы.

Последние исследования показывают, что медитация и практики майндфулнесс могут помочь инженерам улучшить способность генерировать новые идеи, привести к новым способам мышления и лучшим решениям. В этой статье мы познакомим вас с работой группы исследователей из США, которые изучали влияние практик майндфулнесс на развитие недостающих технарям когнитивных способностей.

Важность дивергентного мышления

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Обычно инженерам ставят задачи спроектировать устройства, системы или процессы, которые могут иметь различные, иногда даже противоречивые цели. Такие задачи имеют множество потенциальных решений. Инженерная группа получает или идентифицирует проблему, определяет масштаб проблемы, генерирует много идей для решения, оценивает идеи и предлагает решение. Это и называется процессом инженерного проектирования. На протяжении всего процесса инженеры пользуются конвергентным и дивергентным мышлением. Это — в идеале.

зачем инженерам медитация

Конвергентное мышление является линейным и предполагает последовательное прохождение этапов решения для получения однозначно правильного ответа. В то время как дивергентное мышление исследует различные варианты и пути решения, со множеством возможных ответвлений, которые могут отличаться от первоначально сформулированной проблемы. Это помогает генерировать множество различных идей. В итоге, в процессе проектирования инженеры используют дивергентное мышление при генерировании идей, для получения широкого спектра потенциальных решений. А конвергентное мышление при оценке собранных идей для определения оптимального решения. Оба типа мышления важны, однако дивергентное мышление особенно важно для разработки инновационных решений.

К сожалению, на инженерных  кафедрах такому не учат. Как правило, обучение будущего специалиста направлено на линейную проработку узкой, сфокусированной на дисциплине технической информации.Такой подход помогает студентам применять ряд формул и правил для структурированных задач с однозначно «правильным» ответом. И это навыки для индивидуальной работы, а не командной.

Поэтому неудивительно, что инженеры сопротивляются дивергентному мышлению, когда приступают к своей профессиональной деятельности. К счастью, существует множество методов, которые помогают улучшить дивергентное мышление, например, мозговой штурм, который основан на коллективном генерировании идей. Во время мозгового штурма людей просят отложить суждение и проявить любопытство.

В компаниях бывает так, что страх быть непонятым и сказать «не в тему» мешает многим сотрудникам предлагать новые, нестандартные идеи. Для этого и нужно принимать новую информацию внимательно и без суждений для качественной дальнейшей проработки.

В школе Стенфорда учат принимать и с любопытством рассматривать разные точки зрения. Это происходит через присутствие в текущем моменте. Инженерам предлагают расслабиться и достичь режима принятия во время проектирования. Эти элементы присутствия и любопытства являются частью фундаментальной человеческой способности, называемой осознанностью (в англ. — mindfulness).

майндфулнесс

Исследования

Майндфулнесс определяется как намеренное обращение внимания в текущий момент нашей жизни с открытостью, любопытством и принятием текущего опыта. С одной стороны, майндфулнесс помогает успокоить бурный поток беспорядочных мыслей, а с другой — прослеживается причинно-следственная связь между осознанностью и способностью участвовать в коллективном потоке абсолютно разных мыслей и идей. То есть, вместо отвлечения на потоки беспорядочных и не связных мыслей в своей голове, ты сосредоточен на конкретной задаче и вовлечен в обсуждение различных новых идей в группе единомышленников. А это абсолютно разные вещи.

Команда ученых провела  два исследования, направленных на изучение взаимосвязи между внимательностью, дивергентным мышлением и инновациями среди недавних выпускников и студентов инженерных специальностей.

Как медитация влияет на дивергентное мышление?

Во-первых, они рассмотрели влияние 15-минутной медитации на развитие дивергентного мышления среди 92 студентов инженерных специальностей Стэнфордского университета. Перед экспериментом все участники заполнили анкету для измерения исходного уровня осознанности. Затем участников разделили на «Группу оздоровления» и «Контрольную группу». Им было предложено выполнить две задачи с подключением дивергентного мышления.

исследование инженеров

Первая задача была на генерацию идей, где им было предложено перечислить как можно больше альтернативных вариантов использования кирпича.

Вторая задача была на инженерное проектирование, где им было предложено перечислить все факторы, которые они будут учитывать при проектировании опорных стен для русла реки при наводнении.

В обеих группах исходная осознанность коррелировала с количеством и оригинальностью идей, которые участники записали в задаче генерации идей, и с числом факторов, рассматриваемых в задаче инженерного проектирования. Студенты-инженеры, которые сообщили о более высокой базовой осознанности, лучше справлялись с задачами для дивергентного мышления.

Далее, в «Группе оздоровления» участники прошли 15-минутную медитацию до выполнения заданий. В контрольной группе участники просто просмотрели 15-минутное видео о снятии стресса перед выполнением заданий.

Результаты продемонстрировали четкую связь между практиками майндфулнесс и улучшением дивергентного мышления. Медитация улучшила оригинальность идей, однако на количество таких идей единичная медитация не повлияла. Ученые сделали вывод, что необходимо более существенные тренировки внимательности, помимо одной 15-минутной сессии, чтобы понять, может ли практика внимательности увеличить количество идей в дополнение к их качеству.

Майндфулнесс и инновационное мышление

Во втором исследовании команда ученых проанализировала результаты опроса примерно 1400 студентов-инженеров и недавних выпускников в США, чтобы выяснить связь между осознанностью и инновациями. Они использовали результаты исследования инженерных профессий (Engineering Majors Survey), которыми руководит одна из них (Шери Д. Шеппард), чтобы измерить исходную осознанность и уверенность в своей способности к инновациям (так называемая инновационная самоэффективность).

Шери Д. Шеппард

Исследователи обнаружили, что исходная осознанность участника эксперимента напрямую влияла на уровень инновационной самоэффективности. И самое интересно, что не только умение концентрироваться, а в большей степени любопытство и открытость новому были самым сильным предиктором инновационной самоэффективности.

Открытое и любопытное отношение носит название «Ум новичка». Это способность по-новому взглянуть на проблему и открыть новые перспективы для ее решения. Ум новичка помогает выйти за рамки привычного образа мышления, снять шоры многолетнего личного опыта. В такие моменты может произойти общекомандный прорыв. А для отдельного специалиста это может стать личным ростом.

Кроме того, очень важно доброжелательное отношение к себе — это аспект самосострадания, который защищает от резкой самокритики и страха перед неудачей, побуждает людей рисковать и исследовать неизведанную территорию, что приводит к новым решениям.

Медитация развивает оба эти качества.

Эти исследования имеют важное значение для инженерного образования. Кроме технических навыков анализа инженерам также необходимо развивать открытое, любопытное и доброе отношение, чтобы они не зацикливались на одном конкретном подходе и могли рассматривать новые возможности.

медитация

Многие новаторские компании Fortune 100, такие как Google, Cisco, P&G, Facebook, уже давно интегрируют практики осознанности (майндфулнесс) на рабочем месте для развития творчества и инноваций, а также эмоционального интеллекта и благополучия своих сотрудников. Следующий шаг для этих компаний – это адаптация практик осознанности для развития дивергентного мышления в своих инженерных подразделениях, которое так важно в техническом дизайне и проектировании. Эти компании уже осознали, что открытость, любопытство и доброжелательное отношение к себе, а не только внимание и концентрация, могут стать ключевым фактором при генерировании инновационных идей.

Авторы исследования:

  • Шона Шапиро — профессор, автор более 150 статей в научных журналах, спикер на TED и всемирно признанный эксперт по внимательности и состраданию, сотрудник института Разума и Жизни, основанного Далай-Ламой. Шапиро приглашали с выступлением к королю Таиланда, в правительство Дании, а также в компании Cisco Systems, Genentech и Google.
Шона Шапиро
  • Шери Д. Шеппард — профессор машиностроения в Стэнфордском университете, где она не только преподает, но и проводит исследования в области инженерного образования. Работала на инженерных должностях в «Большой тройке Детройта»: Ford Motor Company, General Motors Corporation и Chrysler Corporation.
  • Шеннон Гилмартин — старший научный сотрудник Лаборатории инновационного лидерства женщин VMware и адъюнкт-профессор в области машиностроения в Стэнфорде. Управляющий директор исследовательской консалтинговой фирмы SKG Analysis. Ее опыт и интересы сосредоточены на образование и развитии кадров в области техники и науки.
  • Бет Рикен — аспирантка факультета машиностроения Стэнфорда, ее работа сосредоточена на развитии внимательности, любопытства и эмпатии у студентов-инженеров.

С этой статьей читают:

Медитация в Кремниевой долине

Дизайн-мышление

Чему учить детей в 21 веке

Зачем медитирует Юваль Харари? Природа инсайтов о мифах Sapiens

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».