Возможно, вам уже приходилось слышать теорию о том, что человек использует свой мозг на 10%. Нейробиолог Амиша Джа утверждает, что это в корне неверное утверждение. А правда в том, что мы используем мозг на все 100.
«Наш мозг – высокоэффективный орган, требующий огромных энергетических затрат, который мы используем в полную силу, – говорит Амиша. – И несмотря на то, что он работает на полную, мозг страдает от информационной перегруженности. Вокруг нас происходит гораздо больше событий, чем он в состоянии полностью обработать. Для того, чтобы решить проблему перегруженности эволюция изобрела решение – систему внимания мозга».
Система внимания мозга
Внимание позволяет нам замечать, выбирать и направлять вычислительные ресурсы мозга к выбранной области из множества доступных. Мы можем представить внимание как лидера мозга. Куда бы ни пошло внимание, весь остальной мозг последует за ним. В некотором смысле, внимание – это руководитель мозга.
Более 15 лет Амиша Джа занимается изучение системы внимания человеческого мозга. Вопрос, который занимает ее больше всего: если внимание действительно руководит мозгом, то хороший ли это босс или плохой? Насколько эффективно он нами управляет?
Для ответа на этот вопрос ей потребовалось разобраться в трех вещах.
- Как внимание контролирует наше восприятие?
- Почему оно так часто подводит нас, когда вместо ясности и концентрации возникает «туман» и рассеянность?
- Можем ли мы натренировать свой мозг обращать внимание лучше, сделать внимание более сильным и устойчивым?
Внимание и восприятие
Как же внимание работает в мозге?
В своей лаборатории Амиша проводит исследования системы внимания. Участники исследований видят на экране изображения лиц. А в это время ученые измеряют активность их мозга с помощью электроэнцефолограммы (ЭЭГ). Через 170 миллисекунд после показа изображения электроэнцефалограф фиксирует волну — всплеск активности в затылочно-теменной области головы. Этот компонент носит название N170. Он отражает процесс обнаружения и выделения лица из фона и первичную обработку лица. Амиша использует компонент N170 во многих своих исследованиях и называет его детектором лица.
N170 позволяет увидеть влияние, которое внимание оказывает на восприятие. В исследованиях участникам показывают изображения с эффектом двойной экспозиции – например, на котором наложены друг на друга фото лица и дома.
Участники во время просмотра серии таких изображений получают задания обращать внимание на лицо, мужское оно или женское, и нажать кнопку после выполнения каждого задания. При этом лицо становится для них более отчетливым и выходит на передний план.
В других экспериментах их просят рассматривать ландшафт, где это — на улице или в помещении. Лицо становится менее отчетливым, когда участники фокусируют внимание на ландшафте.
Таким образом ученые манипулируют вниманием участников, а честность их выполнения контролируют, отслеживая компонент N170.
В результате в лаборатории Амиши Джа обнаружили, что N170 поднимался выше, когда участники смотрели на лица, и опускался ниже, когда они обращали внимание на ландшафт.
Внимание – это единственное, что менялось во время экспериментов. Изображения были идентичными, только смещение внимания самим участником изменяло то, что он видит на этом изображении. Ученые сделали вывод, что внимание меняет восприятие.
Итак, внимание действительно изменяет наше восприятие и это происходит очень быстро, всего за 170 миллисекунд. Зафиксируйте этот разрыв между вниманием (который характеризует изменение восприятия разных объектов на изображении), он будет важен для последующего понимания.
Уязвимость внимания
Несмотря на всю свою мощность, наше внимание хрупкое и уязвимое. Когда ученые создают для участников уже знакомого нам эксперимента стрессовую ситуацию или отвлекают людей тревожными изображениями страдания и насилия (как, в прочем, это и происходит в обычных новостях), то результаты меняются.
Интенсивность внимания в стрессовых условиях ослабевает и разрыв внимания сокращается.
Когда вы подвержены стрессу, то сила внимания снижается, а восприятие становится хуже.
А что если во внешней среде нас ничего не отвлекает? Может ли человек отвлечь себя сам?
Оказывается, что даже если во внешней среде нет отвлекающих факторов, то человек с легкостью создает их в своем уме.
Когда люди скучают (например от однообразного задания), они с радостью вовлекаются во внутренний контент, чтобы занять себя. В лаборатории Амиши было обнаружено, что блуждание ума (внутреннее отвлечение) влияет на внимательность точно так же, как отвлекающие стрессовые внешние обстоятельства.
Стресс и блуждание ума одинаково ослабляют нашу концентрацию и силу нашего внимания.
Эти данные получены в лаборатории, а что насчет обычной жизни?
В масштабном исследовании, о котором мы писали отдельно, было выяснено, что 47% времени наш ум блуждает.
Мы отвлекаемся от дела, которым заняты, половину времени. Не случится ничего страшного, если из 10 прочитанных книжных страниц, вы поймете только 5, так как ваш ум блуждал. Ну а если судья половину времени выступления защиты или обвинения будет витать в облаках? А если хирург или пожарный отвлекутся от дела? Для некоторых профессий внимание – это вопрос жизни и смерти.
Блуждающий ум
Почему же наши умы так сильно блуждают?
Частично потому, что наш ум мастерски путешествует во времени. Он может с легкостью уходить в прошлое и забегать в будущее. Представьте, что ум – это музыкальный проигрыватель. Мы можем перемотать его назад, к уже произошедшим событиям. Или мы можем перемотать вперед, чтобы спланировать следующие события. Таким образом мы постоянно путешествуем во времени в нашем уме.
Как правило, блуждание происходит без нашего сознательного участия. Мы этого даже не замечаем. Но у этого есть последствия.
- Мы делаем ошибки.
- Мы пропускаем критически важную информацию.
- Нам сложно принимать решения.
Еще хуже, если мы испытываем стресс или подавлены. Тогда мы не просто вспоминаем свое прошлое, мы прокручиваем одно и то же переживание в голове, вновь и вновь переживаем его, сожалеем о произошедшем. Когда в состоянии стресса мы думаем о будущем,мы вовсе не занимаемся продуктивным планированием. Мы тревожимся, превращаем образ будущего в катастрофу, беспокоимся о том, что еще не произошло и вероятнее всего, никогда не случится.
Тренировка внимания
Но можем ли мы с этим что-то сделать?
Да! Из своей исследовательской деятельности Амиша Джа узнала, что присутствующий ум – это противоположность блуждающему уму и уму в состоянии стресса. Это присутствующее состояние мы получаем, направляя внимание на текущий момент без эмоционального реагирования в ответ на него. Если вернуться к аналогии с музыкальным проигрывателем, то присутствовать — это находиться в режиме воспроизведения, чтобы полнее переживать каждое мгновение своей жизни.
Майндфулнесс – это не просто концепция, это – практика. Преимущества от нее можно ощутить, только внедрив ее в свою повседневную жизнь.
Центр Амиши Джа обучает практикам майндфулнесс разные группы людей, переживающих высокий стресс: военных во время боевых действий, студентов во время сессии, бухгалтеров во время сдачи балансов, медицинских работников. В этих условиях внимание наиболее уязвимо из-за стресса и блуждания ума. И вместе с тем, эти моменты требуют максимальной собранности, ведь цена ошибки или отвлечения становится слишком высокой. Исследования показали, что ежедневные тренировки осознанности помогают в период повышенного стресса защитить внимание и сохранить его стабильность.
Чем дольше люди занимаются практиками майндфулнесс, тренируясь присутствовать в настоящем моменте, тем лучше они себя чувствуют в периоды сильного стресса. Таким образом, регулярная практика может стать вашей защитой в трудные моменты жизни, постепенно повышая устойчивость к стрессу. Ментальные тренировки очень напоминают физические упражнения, если вы их не делаете, вы не получаете от них преимуществ. Но чем дольше вы тренируетесь, тем больше от них пользы.
«Обращайте внимание на свое внимание», – призывает Амиша Джа.
И это отличная мотивация, чтобы начать или продолжить свою практику осознанности.
Эту статью прекрасно дополняют:
Как настоящий момент делает нас счастливее?
Майндфулнесс и дефолт-система мозга
Как стать устойчивее к жизненным вызовам
Стресс. Механизм, последствия и методы управления