Утром я встаю уже без сил и не хочу идти на работу. Атмосфера там ужасная. Мне не нравятся коллеги, я часто конфликтую. Если честно, мне вообще все равно, что с ними происходит. Спихивают свою работу на меня. После работы я как выжатый лимон, никого не хочу видеть. Ничего не хочу. Кому вообще нужна моя работа? Бессмыслица какая-то. Честно, я разочарован. Наверно, я зря сюда пошел. Да и специалист из меня никакой. Что со мной будет?
Примерно в таком ключе мыслит и чувствует себя человек, который выгорел на работе. О выгорании не трубят из каждого утюга, а между тем оно распространяется как вирус в организациях и отраслях. Это состояние не локализуется только в рабочей части нашей жизни, а пронизывает ее всю. В этой статье мы проделаем путь от причин выгорания, через понимание сути процесса к мерам, которые помогут нам его избежать.
Феномен выгорания начали изучать с 70-х годов прошлого века. Американский психиатр Герберт Фрейденбергер ввел термин «профессиональное выгорание» в 1974 году и с его помощью описал изнеможение у здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь, которые находятся в эмоционально перегруженной атмосфере. Фрейденбергер заметил, что чаще всего выгоранию подвержены увлеченные и преданные любимому делу люди. Когда они не видят ощутимых результатов и не получают эмоциональной разрядки, это снижает их мотивацию, приводит к неэффективности и мешает профессиональному успеху.
Изначально считалось, что риск выгорания выше в помогающих профессиях, связанных с высокой моральной ответственностью. Социальные работники и активисты, педагоги, врачи, психологи. Как бы усердно они не работали, эти специалисты зачастую так никогда и не достигают достаточного результата. Большинство исследований в области выгорания было сосредоточено именно на этих профессиях.
Но позднее выяснилось, что выгорание проявляется практически во всех сферах деятельности и «заражает» целые организации. Сегодня проблема выгорания остро стоит в технологических отраслях и в сфере клиентского обслуживания. В чем же причина?
Причины распространения фабрик выгорания
Кристина Маслач из Стэндфорда, одна из самых авторитетных экспертов в области выгорания, называет основную причину его распространения в том, что за последние десятилетия кардинально изменилась рабочая среда.
Сама среда теперь ведет к дополнительному риску стресса и выгорания. Так что же изменилось?
- От карьеры на одном месте длиною в трудовую жизнь мы перешли к множественной смене мест работы и даже видов деятельности.
- Компании создают все меньше особых условий и привилегий для сотрудников, минимизируя свои обязательства перед ними. В общем, исключают все то, что делает работу больше чем просто работой.
- Между коллегами растет деструктивная конкуренция. Люди не знают, кто их друг, а кто – враг, и это создает атмосферу страха на рабочих местах.
- Руководство создает неравные условия для роста, поощряя талант, но не каждый. Такие тактики сеют распри в коллективе.
- Очень быстро люди на работе видят «стеклянный потолок» и им ничего не остается, как сменить место работы или смириться с отсутствием роста.
- Люди теряют чувство, что работа их компании значима и приносит пользу людям.
Стартап как постоянная модель
Кроме того, многие технологичные компании превращают модель работы стартапов в длительный марафон. Что такое стартап режим? Это спринт реального самопожертвования 24/7. Вынужденные соревнования приводят к разрушению социальных отношений на работе. За такие марафоны сотрудники платят непомерную цену, испытывая стресс, физическое истощение, недостаток сна. Они жертвуют личной жизнью и хорошими отношениями с семьей, ведь сил остается только на диван, а не на объединяющие занятия. Они на финишной прямой… к выгоранию.
Выгорание в трех измерениях
Итак, выгорание – это явление хронического стресса на рабочем месте.
Ключевое слово тут – хронический. Это не реакция на острый кризис или чрезвычайную ситуацию. Это не то, что у вас выдалась пара-тройка сумасшедших деньков, а потом вы выдохнули и расслабились. Это длительная реакция на повседневные стрессоры на работе (от 6 месяцев и больше).
Выгорание проявляет себя в трех измерениях.
- Эмоциональное истощение. «Я больше не могу этого делать. Я не хочу больше здесь находиться».
- Деперсонализация. На этом этапе люди проявляют цинизм, враждебность, безразличие по отношению к коллегам, клиентам, рабочим ситуациям. Они отстраняются и стараются делать минимум, достаточный чтобы не уволили и заплатили.
- Снижение личных достижений. На этом этапе возникает неудовлетворенность собой как личностью и как профессионалом, падает самооценка. В исследованиях люди называли это «эрозия моей души». «Может, я не очень хорош в этом. Может, я совершил огромную ошибку, когда пришел на эту работу. Я застрял. У меня нет будущего».
Защита от выгорания
Как обезопасить себя от выгорания на работе? Кристина Маслач выяснила, что решающее значение имеет соответствие или баланс между человеком и работой. Этот баланс – не что иное, как удовлетворение наших ключевых психологических потребностей на рабочем месте. Маслач называет 6 сфер потребностей, баланс в которых не просто исключает выгорание в будущем, но и приводит к большей вовлеченности в работу.
- Адекватная нагрузка. Зачастую это наименее важный фактор выгорания.
- Контроль. Есть ли у вас автономия, возможность принимать решения, простор для творчества и инноваций?
- Вознаграждение. Да, зарплаты, бонусы, льготы имеют значение. Но оказывается, куда важнее для нас социальное признание. Когда вам говорят: «Это крутая идея! Это просто отличная работа!»
- Принадлежность к комьюнити. Это все отношения, которые у вас есть на работе, с коллегами, начальством, клиентами. Получаете ли вы в них поддержку? Есть ли в них доверие?
- Справедливость. Это очень важно. Насколько справедливо управление в компании? Нет ли дискриминации, кумовства, препятствий для роста? У всех ли равные шансы двигаться вперед?
- Ценности. Смысл. Одна из самых важных сфер. «Вот почему я здесь! Мой вклад имеет значение! Мы делаем важное дело!»
Чем больше у вас соответствий в этих 6 сферах, тем меньше риск выгорания в будущем. Но не стоит думать, что все должно быть идеально. Чаще всего баланс в нескольких сферах позволяет нам мириться с несоответствиями в других. Но постойте, здесь же почти все находится в зоне ответственности компании? На что можем повлиять непосредственно мы сами?
Доступные меры
Мы можем повышать свои профессиональные компетенции, тренировать софт скиллы (тот же эмоциональный интеллект), учиться справляться со стрессорами на рабочем месте и повышать свою жизнестойкость. Мы можем научиться навыкам расслабления и майндфулнесс, выстраивать поддерживающие отношения на работе и использовать эффективные методы преодоления разногласий. Кстати, Маслач рекомендует самим организациям обучать своих сотрудников этим навыкам, чтобы приспособить их к работе. Нам также не стоит забывать о времени без работы. Современные информационные технологии породили культуру «всегда на связи», где работа плавно перетекает в вечера и уикэнды. Но в действительности, так мало вещей не может подождать рабочего дня. Нам необходимо выстраивать четкие границы рабочего дня, а время, свободное от работы, посвящать подпитывающим занятиям и отношениям.
«Индивидуальные решения и меры не сделают работу менее токсичной», — подчеркивает Маслач. Поэтому серьезная работа должна быть проведена самой организацией, в которой регулярно выгорают люди.
Профессиональная эмпатия
Важно отдельно сказать о специфике выгорания в помогающих профессиях и профессиональной эмпатии (применимо также для длительного ухода за близким человеком). Тут выгорание часто связано с невозможностью активно помочь или изменить ситуацию, реально облегчить эмоциональную или физическую боль другого.
Когда происходит взаимодействие с клиентом, который нуждается в помощи, специалист сначала испытывает эмоциональный резонанс с чувствами клиента. Это мгновенный эмоциональный отклик, автоматическое отражение эмоций другого в собственном теле, чужого стресса, чужой боли. Мы не можем контролировать этот отклик. Затем следует когнитивная оценка. Это понимание точки зрения клиента и того, что же ему от вас нужно.
Из эмоционального отклика и когнитивной оценки складывается эмпатический ответ. Это не обязательно активное действие, это может быть просто сострадательная позиция по отношению к человеку, стремление облегчить его страдания. Даже если вы как специалист думаете, что ничем не можете помочь, то сострадание – это то, что вы всегда можете предложить. Из сострадательной позиции может родиться какой-то вариант помощи.
Сострадание
Сострадание позволяет не утонуть в эмпатическом стрессе, в ответ на который рано или поздно происходит отстранение. Если мы дистанцируемся от человека, то нашей реакцией может стать отвращение, игнорирование, избегание, обвинение, злость. Это будет огромным препятствием для работы и приведет к выгоранию. В данном контексте выгорание есть ни что иное, как «утомление» эмпатии.
Мы можем тренировать сострадание с помощью медитации любящей доброты, направляя искренние пожелания благополучия тем, кто испытывает страдание. Если мы будем практиковать безусловное сострадание, то даже в ситуациях с трудными клиентами мы сможем напомнить себе, что этот человек, как и все остальные, просто хочет быть счастливым. Да, его методы такие неумелые! Но я все равно желаю ему освободиться от его страданий!
На нашем сайте вас ждет аудиогид Медитации любящей доброты, а также бесплатный курс Неделя любящей доброты с неформальными практиками на каждый день и личным дневником медитации. Развивайте свое сострадание вместе с Art Of Balance.
А закончить мне хочется словами исследователя эмоционального баланса, учителя медитации и по совместительству дочери самого Пола Экмана — Ив Экман.
«Да, это продвинутая практика, – говорит Ив Экман. – Но я снова и снова спрашиваю вас – какова альтернатива?»
Пройдите Неделю любящей доброты для профилактики выгорания!
Эту статью отлично дополняют:
Как стать устойчивее к жизненным вызовам?
Стресс. Механизм. Последствия. Методы управления
Искатели сна: как справиться с тревогой и руминацией и заснуть?